• Диагностическая работа по русскому языку. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело Вариант 31 в большинстве современных осветительных устройств

    А 27. Коммуникативные умения. Сжатие текста Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный экзамен Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011


    А 27. Сжатие текста. 1 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим. 2)Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения. 3)Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля. 4)Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения. В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля. Она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.


    А 27. Сжатие текста. 2 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2)Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 3)В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 4)В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства. Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание


    А 27. Сжатие текста. 3 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Логика устанавливает правила определения понятия в учебной и справочной литературе. 2)Изложение информации в учебной и справочной литературе отличается от изложения информации и определения понятия в научно-популярной литературе. Это касается формы подачи информации, при которой меняется характер текста. 3)Текст учебной и справочной литературы отличается от научно-популярного текста. В учебной и справочной литературе используются правила логики, а в научно-популярной литературе – художественные приемы. 4)В учебной и справочной литературе информация, в частности объяснение понятий, излагается строго по правилам логики. В научно-популярной литературе форма подачи информации иная, с использованием художественных приемов. Логика устанавливает ряд важных правил определения понятия. Именно по этим причинам, законам строится изложение в учебной и справочной литературе. В научно-популярной литературе все излагается по-иному. Это изменение касается только формы подачи информации, в данном случае формы объяснения понятий. Популяризатор включает в изложение средства выразительности, конструктивные художественные приемы, и характер текста сразу меняется.

    1. отсутствие эмоционально-экспрессивных языковых средств

    2. спонтанность

    3. острота и яркость изложения

    4. стремление к абстрактности, обобщению

    187. Тексты, включенные в настоящее пособие, предназначены для подготовки к ЕГЭ по русскому языку .

    В Книгу включены 10 типовых вариантов, состоящих из заданий типа А, В, и С, ответы к заданиям, бланки для записи ответов, а также инструкции по выполнению заданий.

    Текст является фрагментом…

    1. выписки

    2. рецензии

    3. аннотации

    4. контекста

    188. Укажите речевую ситуацию, которой соответствует речевое клише:

    Позвольте выразить благодарность Николаю Петровичу Быстрову за прекрасно организованную выставку.

    1. просьба

    2. выражение благодарности

    3. совет, предложение

    4. комплимент

    190. Прочитайте текст и выполните задания

    (1) Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потреб­ность человека в красоте.

    (2) Забор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада, однако у него другая функция. (3)Но согла­симся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, ког­да его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребно­стью красоты.

    (4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопостав­ляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и гран­диозные сооружения красивы и даже изящ­ны. (б)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.


    (7)Величавое необязательно огромно. (8)Величавому лебедю не нужно быть вели­чиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (Э)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиоз­ное и огромное обязательно уродливо. (Ю)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооруже­ния. (11)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешне­го вида нашей планеты.

    (12)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выгля­деть сегодня и тем более завтра.

    (По В. Солоухину)

    1. Номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.

    2. Тип речи.

    3. Стиль текста.

    4. Средство связи 5-го и 6-го предло­жений.

    5. Номера предложений, в которых использовано сравнение.

    6. Слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо».

    191.

    (1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

    (2) Когда вся семья вместе несколько вече­ров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она пре­вращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4)Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мыслен­но разделить на несколько отделов: справоч­ники, словари, учебники, сочинения класси­ков, современные книги и так далее. (5)Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

    (7)Часто спрашивают: «Как выбрать вре­мя, чтобы несколько членов семьи могли сра­зу собраться за столом?» (8)Разве трудно вы­брать время? (9)Находится же оно для сов­местного просмотра телевизора! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги - такой огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

    (12)Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают лю­ди разных поколений. (15)Когда книгу чита­ет вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приоб­щая других слушателей к тому, что ему доро­го, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

    (С. Львов)

    1. Номер предложения, в котором выраже­на мысль, доказательству которой посвящен текст.

    2. Тип речи.

    3. Определите стиль этого текста.

    4. Предложение второго абза­ца соединено с предыдущим с помощью лексиче­ского повтора и местоимения .

    5. Из второго абзаца выпишите фразеологизм со значением «вызывать, иметь следствием».


    6. Определите, в каком предложении второго абзаца использован прием олицетворения.

    192. Прочитайте текст и выполните задания.

    (1)Во времена Эдисона к лампочке предъ­являлось только одно требование: она долж­на преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики ос­ветительных приборов, помимо эффектив­ности использования электричества, вынуж­дены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности , безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетической при­емлемости. (3) Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)На - пример, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использо­вать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэф­фективен. (6)Если в ртутной лампе есть воз­можность получать 60 люмен (люмен - еди­ница измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой - только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тра­тится больше, а следовательно, больше сжи­гается ископаемого топлива.

    (8)В большинстве современных осветитель­ных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, выпуск которой в промышленном масштабе начался в 1980 го­ду. (9)С тех пор она пользуется неизменным спросом, поскольку позволяет сберегать до 30 процентов электроэнергии, на 50 процентов продлевать срок службы ламп и делать свет ровным и немерцающим. (10)Это достижение наиболее приемлемо с точки зрения сохране­ния здоровья людей, поскольку исследования показали, что мерцающий свет существенно травмирует органы зрения, что особенно ска­зывается при работе на компьютере.

    (11)Небезынтересный факт: наиболее перс­пективными в настоящее время представля­ются все же не лампы накаливания и даже не флюоресцентные, а светоизлучающие диоды, или светодиоды. (12)Видимо, какое-то время светодиоды все еще будут оставаться некой новацией в деле дизайнерского оформления общественных зданий , а когда мы к ним по­привыкнем, они займут свое место и в наших домах. (13)Повсеместная светодиодная экспан­сия задерживается тем, что до сих пор еще не удалось в необходимой степени повысить яр­кость света, генерируемого диодами. (14)Однако в результате инженерных изысканий этот показатель ежегодно удваивается.

    (И. Аникеев)

    1. Современные ос­ветительные приборы, производство которых представляется наиболее перспективным называются.

    2. Предложение, в котором объясня­ется, какой вред здоровью людей приносит мер­цающий свет.

    3. Тип речи.

    4. Стиль этого текста.

    5. Предложение первого абза­ца связано с предыдущим с помощью указатель­ного и определительного местоимений.

    6. Во втором абзаце слово, имеющее значение «наносить вред в результате внешнего воздействия».

    193. Прочит айте текст и выполните задания.

    (1) Если бы природа чувствовала благодар­ность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила При­швина.

    (2) Прежде всего жизнь Пришвина - при­мер того, как человек отрешился от всего на­носного, навязанного ему средой, и начать жить только по велению сердца. (3) В таком образе жизни заключается величайший здра­вый смысл. (4) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, - всегда сози­датель, обогатитель и художник.

    (5) Неизвестно, что сделал бы в своей жиз­ни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во вся­ком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хва­тило бы времени). (7) Природа требует при­стального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающе­го нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожидан­ными открытиями. (8) Книги Пришвина, гово­ря его же словами, - это «бесконечная ра­дость постоянных открытий». (9) И все у При­швина блистает поэзией, как трава от росы.

    (10) Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11) В чем тайна это­го писателя? (12) В чем секрет его книг?

    (13) Как известно, слова «колдовство», «вол­шебство» относят обыкновенно к сказкам.

    (14) Но ведь Пришвин не сказочник. (15) Он человек земли, свидетель всего, что соверша­ется вокруг него в мире.

    (16) Видимо, секрет пришвинского обая­ния, очарования и поэтической пленитель­ности как раз в этой его зоркости. (17) Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под приску­чившим покровом окружающих явлений ви­дит глубокое содержание.

    (18) И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.

    (По К. Паустовскому)

    1. Предложение, в котором сформу­лирована мысль, аргументации которой посвя­щен данный текст.

    2. Тип речи.

    3. Стиль этого текста.

    4. В четвертом и пятом абзацах пред­ложение, которое связано с предыдущим с по­мощью лексического повтора и местоимений.

    А19. Укажите правильное объяснение
    постановки запятой или её отсутствия в
    предложении:
    Васнецов тщательно изучал древнерусскую
    иконописную технику () и впоследствии
    некоторые её приемы были им применены
    в работе над историческими картинами.
    1) Сложносочинённое предложение, перед
    союзом И запятая не нужна.
    2) Сложносочинённое предложение, перед
    союзом И нужна запятая.
    3) Простое предложение. с однородными
    членами, перед союзом И запятая не
    нужна,
    4) Простое предложение с однородными
    членами, перед союзом И нужна запятая.
    А20. В каком варианте ответа правильно

    Перед нами лежала Койшаурская долина
    (1) пересекаемая, как двумя серебряными
    нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3)
    убегая в соседние теснины от тёплых лучей
    солнца (4) скользил по ней голубоватый
    туман.
    1) 1
    2) 2, 3
    3) 3, 4
    4) 1, 2, 3, 4
    А21. В каком варианте ответа правильно
    указаны все цифры, на месте которых в
    предложениях должны стоять запятые?
    Героиней этого романа (1) конечно (2)
    была Маша. Известие от мамы (3) должно
    быть (4) уже к четвергу.
    1) 3, 4
    2) 1,2
    3) 1
    4) 3
    А22. Укажите предложение, в котором
    нужно поставить одну запятую. (Знаки
    препинания не расставлены.)
    1) Климатические условия региона
    влияют как на архитектуру зданий так и на
    планировку квартир.
    2) Для разработки новых образцов
    техники нужны как оборудование так и
    высококвалифицированные рабочие как
    инженерно- технические кадры так и
    экспериментальные заводы.
    3) Продукцию многих
    машиностроительных комбинатов сложно
    транспортировать из-за большого веса!
    или крупных размеров.
    4) Во время ботанических экскурсий и
    обследований во многих областях и
    районах велись наблюдения и сбор
    информации об использовании растений в
    народной медицине.
    А23. Как объяснить постановку двоеточия
    в приведённом ниже предложении?
    Пластинчато-чешуйчатое защитное
    снаряжение русских воинов было массово
    распространено в XIV веке: его
    изготовление было более простым, чем
    изготовление кольчатого покрытия, и оно
    было более надёжным.
    1) Первая часть сложного предложения
    указывает на время совершения того, о чём
    говорится во второй части.
    2) Обобщающее слово стоит перед
    однородными членами предложения.
    3) Вторая часть сложного предложения
    противопоставлена по содержанию первой
    части.
    4) Вторая часть сложного предложения
    указывает на причину того, о чём
    говорится в первой части.
    А24. В каком варианте ответа правильно
    указаны все цифры, на месте которых в
    предложении должны стоять запятые?
    Банковский кредит - выдаваемая на
    какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2)
    которой (3) возможен расход (4) на
    определённую потребность.
    1) 1
    2) 2
    3) 1, 3
    4) 2, 4
    А25. В каком варианте ответа правильно
    указаны все цифры, на месте которых в
    предложении должны стоять запятые?
    На закате пошёл дождь (1) который сразу
    развеял накопившуюся в воздухе духоту
    (2) и (3) в то время как он гулко и
    однообразно шумел по саду вокруг дома
    (4) в незакрытые окна в зале тянуло
    сладкой свежестью мокрой зелени.
    1) 2, 4
    1) 1, 4
    2) 1, 2, 3, 4
    3) 1, 2
    А26. В каком предложении придаточную
    часть сложноподчинённого предложения
    нельзя заменить обособленным
    определением, выраженным причастным
    оборотом?
    1) Из заграничной поездки Тургеневы
    вернулись в материнское имение Спасское-
    Лутовиново, которое находилось недалеко
    от Мценска.
    2) Важный момент, который необходимо
    учитывать при выборе материала для
    покрытия террасы - это лёгкость ухода за
    ним.
    3) Основным источником энергии для
    всех живых существ, которые населяют
    нашу планету, служит энергия Солнца.
    4) Крыша, которую покрыли гибкой
    черепицей, будет десятилетиями защищать
    дом от проникновения воды.
    А27. Прочитайте текст.
    В большинстве современных осветительных
    электронного ~ контроля» она позволяет
    сберегать до 50% электроэнергии и делать
    свет ровным, немерцающим. Последнее
    особенно важно с точки зрения сохранения
    здоровья людей. Недавние исследования
    показали, что мерцающий свет травмирует
    органы зрения.
    В каком из приведённых ниже предложений
    верно передана главная информация,
    содержащаяся в тексте?
    1) Для современных осветительных
    устройств предусмотрена особая система
    электронного контроля, которая сберегает
    до 30% электроэнергии и делает свет
    ровным, немерцающим.
    2) Система электронного контроля
    осветительных устройств, позволяющая
    сберегать до 30% электроэнергии, делает
    свет ровным, немерцающим, что
    травмирует органы зрения.
    3) Мерцающий свет травмирует
    органы.зрения, поэтому в современных
    осветительных устройствах предусмотрена
    особая система электронного контроля.
    4) Система электронного контроля
    осветительных устройств позволяет не
    только экономить электроэнергию, но и
    устранять мерцание света, вредное для
    зрения.

    Диагностическая работа по русскому языку

    Вариант 4

    Часть 1

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    1. бАлованный

    А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?

      Старик медленно шёл по полю вдоль трибун с высоким мужчиной в ИНЖЕНЕРНОЙ фуражке.

      В народных сказках животные иногда выступают в каче­стве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

      ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра на три.

      Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

    А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1. до двухтысячи пятого года

      заморозков

      на обоих берегах

    А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

    Завоевав Британские острова,

      устраивались встречи по футболу между завоевателями-римлянами и британцами.

      римляне научили коренных жителей играть в футбол.

      британцами была освоена игра в футбол.

      вместе с римскими воинами туда проник и футбол.

    А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

      Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

      Все, кто любит поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

      О «Вишнёвом саде» Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

      Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

    А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

      Из заграничной поездки Тургеневы вернулись в материнское имение Спасское-Лутовиново, которое находилось недалеко от Мценска.

      Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.

      Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия Солнца.

      Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

    Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

    (1)... (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)... важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.

    А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

      Вечнозелёные тропические леса находятся под угрозой полного уничтожения.

      На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных.

      В Африке есть районы с преобладанием многолетних насаждений какао, кофе, чая.

      Животный мир является составной частью биосферы.

    А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

      Потому что

      Вопреки этому

      Таким образом,

    А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

      нуждается (предложение 3)

      больше (предложение 2)

      нуждается в защите (предложение 3)

      являются сохранение, предотвращение (предложение 6)

    А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

      простое осложнённое

      сложносочинённое

      сложноподчинённое

      сложное бессоюзное

    А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова МЛЕКОПИТАЮЩИХ из пятого (5) предложения текста.

      деепричастие

      существительное

      прилагательное

      причастие

    А12. Укажите значение слова ФОНД в предложении 3.

      ресурсы, запасы

      процентные ценные бумаги

      денежные средства

      общественная организация

    А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.

    А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена.безударная проверяемая гласная корня?

      водор_сли, м_стерство, осм_треться

      конс_рвировать, гориз_нтальный, к_рьерист

      пол_гаться, пром_хнуться, раз_бщённый

      зерк_ло, пренебр_гать, прогр_ммировать

    А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

      ра_ширить, не_держанность, бе_человечный

      пр_беречь, пр_обретение, пр_градить

      об_ем, в_ётся, под_ехать

      з_ночевать, не_бозримый, з_головок

    А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

      задерж_шься, колебл_мый

      выдвин_шь, невид_мый

      движ_мый, переинач_нный

      танцу_шь, преследу_мый

    А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

    А. удоста_вать

    Б. черешн_вый

    В. преодол_вать

    Г. рубаш_чный

    А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

      Я чувствую, что (не)обходимо переменить тему разговора.

      Ребята (не)доумевали, почему им не разрешили идти в поход.

      Ему (не)когда было съездить в город.

      К сожалению, задача (не)решена.

    А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

      (ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

      Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

      (В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

      Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

    А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику () и впоследствии некоторые её приемы были им применены в работе над историческими картинами.

      Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

      Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

      Простое предложение. с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна,

      Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

    А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша. Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

    А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

      Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

      Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно- технические кадры так и экспериментальные заводы.

      Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса! или крупных размеров.

      Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

    А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

    Пластинчато-чешуйчатое защитное снаряжение русских воинов было массово распространено в XIV веке: его изготовление было более простым, чем изготовление кольчатого покрытия, и оно было более надёжным.

      Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

      Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

      Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

      Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Банковский кредит - выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

    А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

    А27. Прочитайте текст.

    В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного ~ контроля» она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

      Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

      Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

      Мерцающий свет травмирует органы.зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля.

      Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

    Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

    (1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле, (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине... : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

    (8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

    - (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

    - (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

    - (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

    (22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

    (24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

    (27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

    (31)0н нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

    (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

    (По М. Худякову*)

    *Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог,
    фольклорист, автор ряда этнографических и
    археологических очерков по истории тюркских
    и финно-угорских народов.

    А28. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 7?

      недоумения

      равнодушия

      познания

    А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

      В предложениях 27-30 представлено рассуждение.

      Предложения 3-5 содержат описательный фрагмент.

      Предложение 25 подтверждает суждение, высказанное в предложении 18 текста.

      В предложениях 10-12 перечислены происходящие друг за другом события.

    А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

    Часть 2

    Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

    Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

    В1. Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО из предложения 7.

    В2. Из предложения 7 выпишите все предлоги.

    В3. Из предложений 15-17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

    В4. Среди предложений 16-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

    В5. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

    В6. Среди предложений 10-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

    В7. Среди предложений 22-25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

    который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

    Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.

    Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

    Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как _____ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров... нёс меня» в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и _____ (предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как _____ («спас» - «предал» в предложении 32), а такой тропу как ______ («сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.

    Список терминов:

      контекстные антонимы

      метафора

      риторический вопрос

      парцелляция

    1. диалектизм

      ряд однородных членов

    2. лексический повтор

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Диагностический тест В-4

    А1. 3
    А2. 1
    А3. 2
    А4. 2
    А5. 1
    А6. 2
    А7. 2
    А8. 3
    А9. 2
    А10. 3
    А11. 2
    А12. 1
    А13. 2
    А14. 4
    А15. 1
    А16. 4
    А17. 4
    А18. 4
    А19. 1
    А20. 2
    А21. 4
    А22. 2
    А23. 1
    А24. 4
    А25. 1
    А26. 3
    А27. 4
    А28. 2
    А29. 3
    А30. 2

    В1. суффиксальный
    В2. спустя, в
    В3. раненого друга
    В4. 17
    В5. 26
    В6. 12
    В7. 23
    В8. 9, 4, 1, 2

    С1.
    Основные проблемы
    1. Проблема противоречивости человеческих поступков. Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве?
    2. Проблема бережного отношения к чувствам людей. Почему душевные раны так страшны для человека? Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей?
    3. Проблема предательства. В чем заключается предательство?
    4. Проблема влияния детства на формирование характера человека. Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?
    5. Проблема взаимоотношений подростков. Почему подростки часто оказываются жестокими по отношению к кому-то из сверстников?

    Авторская позиция
    1. Жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна, один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
    2. Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам каждого человека.
    3. Недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим.
    4. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребенка со сверстниками.
    5. Подростки часто не осознают, что своими насмешками наносят кому-то из сверстников душевную рану.

    1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)2,4

    А. 26.В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    1) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подоб­но Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

    2) К 1856 году творческие интересы Шишкина, кото­рый выделялся среди товарищей несомненным та­лантом, определились окончательно.

    3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спаси­тельной для Петруши и гибельной для других.

    4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.

    А27 Прочитайте текст.

    В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля. Она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки

    зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) Для современных осветительных устройств предусмот­рена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

    2) Система электронного контроля осветительных уст­ройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

    3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля.

    4) Система электронного контроля осветительных уст­ройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует ор­ганы зрения.

    Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

    (1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покры­ваться чёрными пупырышками. (З)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотан­ные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий... (5)В такие дни кажется, что ни­когда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака...

    (6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувени­ром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приез­дом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должно­стными инструкциями, на душе лежал камень.

    (11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха... (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.

    (14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправ­ляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался иг­ре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа во­круг сваленных в кучу бетонных плит. (20) Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым ли­цом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее.

    (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой:

    (23) - Ну разве так можно?!

    (24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь лю­дям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков ко­торой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь...

    (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кив­нувшему отцу:

    (27) - Не наш! (28)Играем!

    (29)Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей оста­новке.

    (По И. Новикову)

    А28. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

    1) Глядя на ликующее семейство, герой рассказа тоже хотел бы радоваться жизни.

    2) Осеннее ненастье наполнило души людей унынием.

    3) Подошедший мужчина и две его дочери раздражали своим безудержным весельем некоторых людей, стоя­щих на остановке.

    4) Герой рассказа находится в угнетённом состоянии из-за того, что во время проверки нарушил должностную инструкцию.

    А. 29.В каком варианте ответа перечислены все типы речи, представленные в предложениях 14-25?

    1) повествование и описание

    2) описание и рассуждение

    3) повествование, описание и рассуждение

    4) описание

    А30.В каком предложении употребляется фразеологизм?

    1) 7 2) 10 3) 20 4) 4

    Часть 2

    При выполнении заданий этой части запишите ваш от­вет в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 - В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отде­ляйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответ ов пробелы не используются.

    Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

    В1. Из предложений 21-24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

    В2. Из предложений 9-10 выпишите частицу.

    В.3. Из предложения 20 выпишите подчинительное словосо­четание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Ответы к заданиям В-В8 запишите цифрами.

    В4.Среди предложений 18-22 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. На­пишите номер этого сложного предложения.

    В 5.Среди предложений 22-29 найдите предложение с обо­собленным распространённым согласованным определе­нием. Напишите номер этого предложения.

    В.6.Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением прида­точных. Напишите номер этого сложного предложения.

    В. 7.Среди предложений 19-26 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи наречия и лексическо­го повтора. Напишите номер этого предложения.

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7.

    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенно­сти текста. Некоторые термины, использованные в рецен­зии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ветствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

    В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, по­зволяющие вам найти правильный термин.

    Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запи­шите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, на­чиная с первой клеточки. ___________________________________

    «Чтобы воссоздать обстановку осеннего ненастья, в начале текста автор использует тропы:_____{«промозглая сырость», «неподвижно-тяжёлая вода»),_____{«бинтами изморози», «скулы зданий»): _____в предложении 15 выступает как средство образной характеристики героев текста. Такой приём, как_____, положенный в основу всей

    композиции текста, получает своё языковое выражение в синтаксической конструкции предложения 29 и, подчёр­кивая различие в настроении «уныло оцепеневшей тол­пы» и «ликующего семейства», заставляет читателя заду­маться над основной мыслью текста.»

    Список терминов:

    1)сравнение

    2)ряд однородных членов

    3)эпитеты

    4)диалектизм

    5)противопоставление

    7)лексический повтор

    8)метафоры

    9)парцелляция

    Часть 3

    Для ответа к заданию этой части используйте бланк отве­тов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напи­шите сочинение.

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или чита­тельский опыт (учитываются первые два аргумента).

    Объём сочинения - не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Часть 1

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставь­те знак « х» в клеточку, номер которой соответствует но­меру выбранного вами ответа.

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар­ный гласный звук?

    1) влилАсь

    2) избАлованный