• М2М-менеджер. Удаленное управление М2М SIM-картами

    МТС стала первой в России телекоммуникационной компанией, системно продвигающей портфель продуктов на основе M2M на федеральном уровне.

    Первым шагом в стратегии развития M2M сервисов был запуск услуги защищённой передачи данных, телематического решения для мониторинга автотранспорта «НИКА» и запуск в декабре 2009 года тарифа «Телематика», созданного специально для корпоративных клиентов и ориентированного на передачу данных между электронными устройствами. Следующий шаг - запуск инновационного продукта для M2M рынка - надежных и долговечных термостойких SIM-карт в марте 2010 года. Такие SIM-карты получили распространение в мире лишь в 2008-2009 гг., и на российском рынке до этого ни у одного оператора таких предложений не было. А в январе 2011 года МТС запустила новое поколение SIM-карт – в форм-факторе микрочипа для устройств передачи данных. МТС планирует и в дальнейшем расширять функционал М2М-сервисов, в частности, за счет новых возможностей М2М SIM-карт, новых опций телематических тарифов, а также активно использовать фиксированные линии связи «Комстара» с целью дополнительной защиты передаваемых данных. В сентябре 2011 года МТС запустила сервис «М2М-менеджер», который позволяет с экрана любого компьютера в режиме реального времени настраивать и контролировать в сети МТС работу различного М2М-оборудования.

    В планах компании – модернизация сервисов и внедрение дополнительных функций, в том числе, расширение функциональности системы управления SIM-картами М2М, оптимизация телематических тарифов МТС.

    Мировой опыт

    М2М в мире начали развиваться несколько раньше, чем аналогичные сервисы пришли в Россию. Но уже сейчас российская динамика находится практически на уровне общемировой. Исследовательское агентство Yankee Group считает, что мировой рынок М2М будет демонстрировать в ближайшее десятилетие одни из самых высоких темпов роста в сегменте услуг беспроводной связи. Yankee Group прогнозирует рост количества М2М соединений между устройствами в мире до 217,5 млн в 2015 году с 81,8 млн в течение 2011 года. Доходы операторов от предоставления М2М сервисов за этот же период вырастут более чем в два раза: до 6,7 млрд долл. в 2015 г. с 3,1 млрд долл в 2011 г.

    Агентство Infonetics Research, в свою очередь, оценило количество m2m соединений между устройствами в мире в 2010 году в 87 млн и ожидает роста таких соединений до 428 млн уже к 2014 году. Агентство ожидает, что CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) беспроводных m2m сервисов в мире за этот период составит 38%.

    Исследование и прогнозы мирового рынка М2М говорят об устойчивом росте 25-45% в год. Среднее ARPU сервиса (по выборке из 15 крупных европейских компаний) колеблется от 2 до 15 долларов (в зависимости от вида услуги).

    Рост рынка M2M в России

    2014

    По оценкам МТС объем российского рынка М2М-услуг по итогам девяти месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года вырос на 14% и достиг 5,5 миллиона sim-карт. За девять месяцев 2014 года, с января по сентябрь, количество М2М sim-карт в сети МТС росло быстрее рынка на два процентных пункта и увеличилось на 16% (примерно на 400 тысяч) и составило 2,9 миллиона sim-карт. Это составляет 53% от общего количества телематических sim-карт в России.

    За год с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года количество телематических sim-карт в сети МТС увеличилось на 26%.

    Количество М2М sim-карт используемых в сети МТС на территории Москвы и Санкт-Петербурга увеличилось на 132 тысячи штук и достигло 1,02 миллиона. При этом доля Москвы и Санкт-Петербурга составляет 35% от общего количества М2М sim-карт в сети МТС. Наиболее активным среди регионов России по использованию М2М-сервисов по итогам девяти месяцев 2014 года является Краснодарский край где используется более 75 тысяч телематических sim-карт МТС.

    Сферы применения М2М-решений среди корпоративных клиентов МТС в 2014 году

    • Лидирующей отраслью применения М2М в 2014 году остается мониторинг транспорта. Доля sim-карт, задействованных в транспортной сфере в общем объеме М2М sim-карт в сети МТС выросла на два процентных пункта по сравнению с итогами 2013 года и составила 43%. Общее количество транспортных M2M-sim выросло на 225 тысяч и является основным драйвером роста телематических сервисов МТС в текущем году.
    • Количество sim-карт МТС, используемых в системах безопасности, увеличилось на 80 тысяч по сравнению с концом 2013 года и достигло 580 тысяч. Доля этого сегмента сохранилась на уровне 20%.
    • Несмотря на сложности на банковском рынке и закрытии ряда кредитных учреждений, крупные участники финансового рынка продолжают увеличивать количество банкоматов и платежных терминалов. Количество sim-карт, задействованных в сети МТС в этом сегменте, увеличилось на 50 тысяч до 348 тысяч. Доля этого сегмента не изменилась и составляет 12%.
    • Доля промышленного сегмента сократилась на один процент. В количественном исчислении доля задействованных на производственных предприятиях М2М-sim увеличилась на 19 тысяч до 320 тысяч.
    • Использование телематических сервисов в ЖКХ (учет воды, тепла, света в жилых помещениях, а также использование в лифтах и домофонах) увеличились на 69 тысяч до 319 тысяч. Доля в структуре областей использования М2М увеличилась на один процент до 11%.

    • На долю потребительской электроники и умного страхования в М2М приходится примерно по 0,5%. При этом, если доля потребительской электроники в натуральных числах не увеличивается по сравнению с 2013 годом, то сервисы умного страхования являются одними из самых перспективных в сфере М2М в ближайшие годы. Компания МТС развивает это направление совместно с крупнейшими страховыми компаниями: Ренессанс страхование и Интач страхование.

    2013

    Объем российского рынка М2М-услуг по итогам 2013 года вырос на 40% и составил порядка 4,8 миллиона sim-карт. По прогнозам МТС к 2017 году объем российского рынка достигнет 18,5 миллиона sim-карт, в то время как общемировой рынок телематических сервисов к 2017 году составит 400 миллионов устройств.

    За последние шесть месяцев 2013 года, с июля по декабрь, количество используемых М2М sim-карт МТС увеличилось на 450 тысяч и превысило 2,5 миллиона sim-карт. По оценкам МТС, это составляет 52% от общего количества телематических sim-карт в России.

    Наиболее активными регионами по использованию М2М, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, на которые приходится более 35% всех телематических проектов МТС, являются Казань, Уфа, Нижний Новгород, Екатеринбург и Новосибирск.

    Сферы применения М2М-решений среди корпоративных клиентов МТС в 2013 году

    Лидирующими отраслями применения М2М в 2013 году стали мониторинг транспорта (более одного миллиона sim-карт) и системы безопасности (500 тысяч sim-карт).

    Доля sim-карт, задействованных в транспортной сфере в общем объеме М2М sim-карт выросла на один процентный пункт по сравнению с итогами 2012 года и составила 41%. При этом общее количество транспортных M2M-sim выросло в два раза до одного миллиона карт с 520 тысяч в 2012 году. Доля sim-карт, которые применяются в системах безопасности, не изменилась в течение 2013 года. При этом общее количество этих sim-карт выросло до 500 тысяч с 290 тысяч sim-карт в 2012 году.

    Доля sim-карт, задействованных в банкоматах и платежных терминалах сократилась на три процентных пункта в общем объеме sim-карт до 12%. При этом количество задействованных sim-карт в этой области выросло в количественных исчислении на 83 тысячи до 300 тысяч.

    Отрасли ЖКХ и медицины стали лидерами по динамике роста М2М sim-карт. За год количество sim-карт, использующихся в ЖКХ, увеличилось в два с половиной раза, а в медицинской отрасли – в три раза. Количество sim-карт, применяемых в этих областях, составило 250 тысяч (ЖКХ) и 75 тысяч (медицина).

    На долю потребительской электроники в М2М приходится один процент sim-карт - 25 тысяч. На данном этапе развития рынка эта отрасль обладает наивысшим потенциалом роста за счет увеличения проникновения M2M-устройств – трекеров, пользовательского навигационного оборудования, сервисов «умного страхования», разработки клиентских приложений для компьютеров и смартфонов.

    2011

    В 2011 году темы роста сервисов м2м превысили первоначальные прогнозы. По итогам первого полугодия 2011 года число сим-карт МТС, задействованных в телематике, выросло до 820 тыс штук, рост составил 60%. Рост по итогам года может составить порядка 100%.

    МТС предполагает, что в 2011 году число SIM-карт, задействованных в телематических сервисах, вырастет вдвое по сравнению с прошлым периодом. Рынок м2м в России на конец 2011 года составит порядка 2,5-2,7 млн абонентов, МТС намерена сохранить долю рынка в сфере телематики на уровне 40-45%.

    Проекты М2М в Северо-Западном регионе

    Пользование услугами М2М МТС в Северо-Западном регионе за 8 месяцев 2011 года выросло в 3 раза. Наибольшим спросом пользуется тариф МТС «Телематика», специально ориентированный на передачу данных по технологии М2М в сфере мониторинга транспорта и подвижных объектов, платежных систем и систем безопасности, на предприятиях ЖКХ.

    Максимальный, в два раза рост пользования услугами М2М произошел в сфере мониторинга автотранспорта: передачи информации о местоположении и маршруте следования, а также расходе топлива в центр мониторинга транспорта. Более чем в полтора раза возросло использование сервисов М2М в охранных организациях (противоугонные системы), на предприятиях ЖКХ (удаленные измерения расхода жидкости, газа и других параметров) и в сфере работы с платежными терминалами (передача данных об операциях в процессинговый центр от банкоматов, POS-терминалов, уличных терминалов оплаты услуг).

    Число пользователей SIM-карт «МТС термо» за 8 месяцев 2011 года выросло в два раза по сравнению с 2010 годом. SIM-карты «МТС термо» способны бесперебойно работать в самых тяжелых климатических и производственных условиях, от крайнего севера до жаркого юга, что особенно важно для северных регионов Северо-Запада.

    «Сектор М2М услуг в сфере мобильной связи активно развивается - сегодня бизнес и муниципальные предприятия ищут все новые возможности для оптимизации расходов, экономии ресурсов. С точки зрения применения М2М решений, самые перспективные отрасли сегодня – коммунальное хозяйство, транспорт, здравоохранение и безопасность. Благодаря М2М-сервисам клиенты МТС получают возможность значительно сократить свои расходы за счет снижения затрат на персонал и энергоресурсы, снизить аварийность благодаря мониторингу в режиме онлайн, повысить качество предоставляемых услуг», - отметил директор МТС в регионах Северо-Запада Иван Золочевский.
      • МТС предоставляет сервисы M2M rрупнейшим компаниям региона. МТС обеспечивает услугами по передачи данных компанию ООО «Росохрана Телеком » - ведущего поставщика услуг организации каналов связи для вневедомственной охраны в Санкт-Петербурге. МТС предоставила компании ООО «Росохрана Телеком» 1500 SIM-карт, подключенных на специальный тариф для обмена данными «Телематика», которые используются в системах вневедомственной охраны для передачи служебной информации о состоянии охраняемого объекта.
      • МТС обеспечивает мониторинг систем безопасности компании ООО «Цезарь Сателлит » - крупнейшей компании по предоставлению спутниковых противоугонных систем, которые осуществляют охранный мониторинг автомобиля при помощи GPS -навигации. В случае опасности, информация о перемещении объектов, подключенных к системе при помощи технологии передачи данных между устройствами, оперативно поступает в специальный Диспетчерский центр. Сегодня компания ООО «Цезарь Сателлит» использует около 27000 SIM-карт МТС для автоматического обмена данными.
      • Охранное предприятие ООО «An Security » использует более 300 SIM-карт МТС в терминалах, установленных в объектах розничной торговли: сетевых супермаркетах и гипермаркетах, автосалонах, сетевых автозаправочных станциях.
      • ООО «Аркан » - федеральный оператор услуг безопасности, использует около 10000 SIM-карт МТС для обеспечения удаленного контроля состояния объектов. Также в салонах МТС можно оплатить услуги безопасности ООО «Аркан».

    Ключевые факторы роста сегмента м2м:

    • высокое проникновение сотовой связи с устойчивым качеством (сети МТС покрывают более 90% населенной территории России, МТС реализует проекты по строительству сетей в отдаленных регионах, в партнерстве с клиентами-крупнейшими производственными и добывающими компаниями, это позволяет устанавливать сим-карты на удаленных объектах, в сложных климатических условиях);
    • развитие решений для комплексного управления телематическими сим-картами («М2М менеджер»)

    совершенствование технологий в сфере М2М (термо SIM-карты, разработка решений для встроенных SIM-карт и пр).

    • уже реализуемые государственные программы по модернизации отраслей экономикми, каких как транспорт, энергетика, медицина.

    Перспективы применения M2M сервисов российскими компаниями

    В России существенно выросло число отраслей, где целесообразно применение М2М технологий. Это, в частности, вызвано тем, что кризис заставил многие компании искать пути снижения издержек и повышения эффективности бизнеса за счет внедрения инновационных технологий.

    Наиболее перспективными сегментами с точки зрения развития M2M сервисов, по нашему мнению, являются:

    • мониторинг и управление транспортом. На этот сегмент приходится около 40% всех клиентов М2М-сервисов МТС. Проекты в этой сфере реализованы МТС в Рязани, Самаре, Красноярске, Екатеринбурге, Уфе, Брянске, Зеленограде, Москве, Казани, Саратове;
    • удаленные измерения показателей датчиков. Здесь M2M-сервисы используются для контроля работы систем ТЭК и систем добычи/переработки/транспортировки сырья, например, для удаленного мониторинга давления в трубопроводах. В сфере ЖКХ телематические сервисы применяются для мониторинга систем энергообеспечения, например, для контроля давления и температур в системах отопления, могут использоваться в счетчиках расхода воды и электричества, для мониторинга работы лифтов, служб вывоза мусора. На этот сегмент приходится около 20% клиентов М2М-сервисов МТС;
    • охранные и противоугонные системы (около 10% клиентов М2М-сервисов МТС);
    • банкоматы и автоматизированные платежные системы (около 20% клиентов М2М-сервисов МТС);
    • торговые автоматы и автоматизированные точки продаж (около 5% клиентов М2М-сервисов МТС). Еще около 5% приходится на прочие телематические сервисы.

    К числу перспективных отраслей для развития технологий М2М МТС относит также область здравоохранения (мобильные кардиографы, мониторинг машин скорой помощи).

    M2M (machine-to-machine) – это решения, в основе которых заложено общение всяческих датчиков, сенсоров и прочего «железа» между собой на основе беспроводной связи. В сферу М2М попадает попадает вообще вся техника, которая по умолчанию не предназначена для звонка другу или для сообщения в твиттере и фб, например системы охраны, банкоматы и терминалы оплаты, навигаторы с пробками и т.д.

    Такие умные машины уже засветились в самых разнообразных сферах, число которых растет с каждым годом:

    • Банки и платежные системы (решения для соединения банкоматов, терминалов оплаты и других устройств с корпоративными IT-системами Клиента, прочие системы)
    • Транспорт и логистика (решения для мониторинга автопарка, грузоперевозок, городского и муниципального транспорта и т.д.)
    • Безопасность (решения по охране стационарных/подвижных объектов, видеонаблюдение и т.д.)
    • Технологические АСУ естественных монополий и промышленных предприятий (энергетика, ЖКХ и т.п.)
    • Потребительская электроника , вендинг и другие отрасли.

    Почему это полезно:

    1. Можно подключиться удалённо почти где угодно, даже когда кабель до места провести почти невозможно. Например, в домике на вершине горы или на трубе с газом где-нибудь в степи.
    2. Можно подключаться быстро и без прокладки инфраструктуры. К примеру – охранное предприятие может понаустановить датчики по всему периметру, не думая о кабеле.
    3. Такое подключение по-любому дешевле, особенно, при корпоративном использовании.

    Говоря в общем, сейчас на сцену выходят совершенно иной тип абонента. Новых «живых» абонентов на рынке сотовой связи уже днем с огнем не сыщешь – сейчас даже в самой глухой деревеньке сложно найти людей без телефона. А вот мир машин в качестве пользователей мобильной связи только набирает обороты. Сим-карты уже сейчас начинают встречаться в розетках, автомобилях, ошейниках для собак, так что мир Скайнета кажется не такой уж фантастикой. Естественно, операторы отреагировали на такое изменение рынка и предложили свои решения для работы с M2M.

    Что нужно от операторов?

    В первую очередь, необходим удобный инструмент для управления и мониторинга SIM-карт, используемых в «железе». Любая современная компания должна иметь возможность управлять своими затратами, в том числе и на мобильную связь. Одна из самых распространенных проблем в этой сфере – нецелевое использование SIM-карт. Задача компании – своевременно определить, что SIM-карта используется не для нужд мониторинга объектов, а для выхода в Интернет с мобильного телефона недобросовестного сотрудника (например, был пример, когда воровали карты из M2M-светофоров). По сути, речь идет о задаче контроля над трафиком и расходами на обеспечение коммуникаций. В таком ключе система по мониторингу SIM-карт должна предоставлять информацию в режиме реального времени, чтобы клиент получал онлайн-уведомления о несанкционированных действиях с SIM-карты или о резком росте трафика, нехарактерном для данного устройства. Плюс хорошо интегрировать это с уже имеющимися ERP- и CRM-системами.

    Ряд операторов, такие как Vodafone, Telenor, Orange, T-mobile, разработали свои собственные платформы управления, потратив десятки миллионов долларов и несколько лет работы. Другие, в числе которых AT&T, Telefonica, KPN, Rogers, O2, в рамках партнерских соглашений используют решения ведущих поставщиков М2М-платформ и MVNO операторов (Jasper Wireless, MainGate, ASPider и так далее). Такие решения постепенно начинают появляться и у нас в стране, и пионером на российском рынке в этой области стал «Билайн» Бизнес. Помимо стандартного набора услуг, таких как специальные М2М SIM-карты («термо» и чипы), Mobile VPN, IP, APN, оператор с конца 2010 года предлагает специальный M2M-продукт – «Центр управления M2M». Решение реализовано на базе глобальной платформы Jasper Wireless, которую также используют AT&T, O2, KPN, TelCel, Rogers и др. Она позволяет компаниям-клиентам самостоятельно управлять своими SIM-картами.

    Как это работает?

    По сути своей платформа, на которой базируется продукт «Центр управления М2М», это отдельный биллинг, который «заточен» под работу именно с М2М-ными SIM-картами.

    Тарификация

    Максимально точное округление (округляется до 1 Кб раз в сутки), бесплатный внутрисетевой роуминг по всей стране. Есть возможность использовать «общий пул трафика», который предполагает «перераспределение» пакетов трафика между SIM-картами. Например, если у абонента есть 10 SIM-карт с тарифом, в абонентскую плату которого включено 20 Мб трафика, тогда, при использовании «общего пула» клиент получит пакет в 200Мб трафика, который может израсходовать любая SIM-карта. Счет выставляется в зависимости от последнего подключенного ТП (т.е. в течение месяца можно сколько угодно переключаться между пакетами, тарифами и опциями). Если видно, что трафика израсходовано больше чем планировалось, можно просто сменить тариф на более выгодный. Можно (и нужно) настроить автоматическую смену тарифов по разным значениям трафика SIM-карт.

    Функционал

    Функционал достаточно большой: начиная от элементарных функций по управлению своими SIM, заканчивая возможностями по настройке работы SIM-карт, “retail биллинга” и детализированной информацией по работе устройства (например, какой SGSN использовался в заданный период или какие события происходили на сети).

    Для номеров, подключенных к услуге Центр Управления М2М выделенна отдельная номерная ёмкость в DEF кодах 089 и 968. Использование DEF кода 089 и отдельного SMS Center, выделенного специально для этой услуги, дает ряд преимуществ – на терминалы клиента не будут приходить лишние сообщения, на SIM невозможно отправить «спам» с коротких номеров, из внешних сетей и т.д. Таким образом, SMS будут ходить только между номерами, подключенными к услуге и напрямую между SIM-картой и платформой. Все SMS отображаются в интерфейсе Центра Управления, там же можно посмотреть статус доставки и всю детальную информацию об SMS.

    Можно настраивать статус SIM-карты (активна/заблокирована/готова к активации), менять набор услуг (например, отключая GPRS в роуминге, подключая/отключая SMS и CSD и т.д.), отправлять API команду или оповещение пользователю на e-mail о наступлении заданного события. Можно программировать события и реакции: изменение тарификации или, например, алерты: если платежный терминал, который должен поднимать GPRS-сессию для каждой новой транзакции вдруг стал слишком редко выходить в сеть, пользователь своевременно будет оповещен о проблеме.

    Доступ

    Для разграничения прав пользователей на доступ к платформе существуют разные роли пользователей, которые изменяются клиентом самостоятельно.

    Retail

    Функционал Retail Billing-а позволяет гибко управлять счетами. В общем случае, клиент получает от оператора один общий счет за пользование услугой. С помощью Retail Billingа можно разбить его на несколько мелких счетов, что может, например, помочь крупной компании следить за расходованием средств филиалами, находящимися в разных регионах. Клиент также может перевыставлять retail-счета своим внутренним пользователям, создавать свои retail-тарифы. Т.е., по сути, клиент Центра Управления М2М может, купив у нас SIM с тарифом с определенной стоимостью одного Мб, отдать их своим внутренним пользователям/клиентам и назначить свою стоимость Мб, причем совершенно любую.

    APN

    На платформе существует возможность создания для клиента выделенной точки доступа APN. Это может быть необходимо, если клиенту требуется нестандартная маршрутизация трафика, например, чтобы весь трафик с SIM-карт, минуя публичный интернет, уходил по выделенному каналу напрямую на сервер клиента. Таким образом существенно повышается защищенность передачи данных.

    VPN

    Использование Mobile VPN помогает решить целый ряд задач:
    • Доступ к корпоративному интранет-сайту;
    • Доступ к корпоративной почте;
    • Доступ к корпоративным базам данных и файловым ресурсам;
    • Доступ к корпоративным приложениям на базе протокола TCP\IP;
    • Защищенное подключение оконечного оборудования к корпоративной сети (POS терминалы, банкоматы, технологическое оборудование, М2М и т.д.);
    • Предоставление «контролируемого» доступа в Интернет для сотрудников компании.

    Существует 2-й вариант подключения мобильного Mobile VPN
    1) Mobile VPN с оператором фиксированной связи


    VPN with FNO:


    2) Mobile VPN без оператора фиксированной связи


    R - Radius-сервер, H - DHCP-сервер

    Такой вариант подключения удобнее тем, что нет необходимости прокладывать фиксированный канал до клиента, достаточно наличия широкополосного подключения офиса клиента к Internet. При этом VPN - маршрутизатор, LNS-сервер, Radius-сервер, DHCP-сервер располагаются на стороне клиента.

    Мониторинг

    Получив доступ к интерфейсу платформы, пользователь может в режиме реального времени отслеживать состояние всех его SIM-карт. Встроенная система диагностики позволяет определить реальное состояние SIM-карты, что в случае каких-либо проблем поможет определить на каком этапе происходит сбой. Например, увидев, что со стороны оператора все хорошо, можно сделать вывод, что проблема с конечным устройством и наоборот, не отправлять ремонтную бригаду к устройству (зачастую удаленному или труднодоступному), а понять, что проблема на стороне оператора.

    Для более детальной диагностики платформа располагает функционалом Spotlight, который позволяет определить на каких SGSN и GGSN зарегистрирована SIM-карта, посмотреть параметры GPRS сессии, увидеть все попытки активации PDP Contextа, попытки авторизации в сети, факты отправки SMS и статус доставки, наличие «пустых» сессий, когда при поднятой GPRS сессии трафик не передавался (это может быть нормальным поведением устройства, когда оно просто «удерживает» сессию, но может и свидетельствовать о проблемах).

    Как подключить услугу и получить доступ?

    Если у вас нет договора на услуги связи с ПАО «МегаФон», вам необходимо обратиться в Центр обслуживания корпоративных клиентов, заключить договор и написать заявление на подключение услуги «М2М-Мониторинг». Если вы уже являетесь корпоративным клиентом, вы можете самостоятельно подключить услугу через «Личный кабинет» или подать письменное заявление по форме, установленной Оператором.

    Как войти в интерфейс услуги?

    Перейдите по ссылке «Личный кабинет услуги» в верхней части экрана. На странице авторизации необходимо ввести логин и пароль, полученные по SMS на абонентский номер пользователя услуги, а так же символы, расположенные на картинке. Пользователь имеет четыре попытки ввода некорректного пароля для доступа в интерфейс услуги. После пятого ввода некорректного пароля доступ по данному логину блокируется. Пользователь имеет возможность получить новый пароль через интерфейс услуги, либо обратившись в центр по работе с корпоративными клиентами.

    Как начисляется Абонентская плата?

    При подключении услуги «М2М-Мониторинг» всем корпоративным клиентам предоставляется тестовый период в течение 7 календарных дней, в течение которого абонентская плата не взимается.

    В первый месяц абонентская плата списывается с Лицевого счёта Корпоративного клиента в первый день платного пользования услугой из расчёта количества SIM-карт с подключенной услугой пропорционально количеству оставшихся до конца месяца дней. Далее абонентская плата списывается в полном размере в первое число каждого месяца.

    Для каких компаний предназначена данная услуга?

    «M2M-Мониторинг» будет полезен всем компаниям, использующим SIM-карты в устройствах и оборудовании. Услуга может быть полезна для компаний, работающих в сфере мониторинга автотранспорта, банкам и торговым предприятиям, автопроизводителям, компаниям из сферы энергетики и ЖКХ, топливно-энергетическим компаниям, а также компаниям, специализирующимся на охранных сервисах, безопасности, логистическим компаниям, производителям бытовой электроники и системным интеграторам.

    Можно ли самостоятельно подключить М2М-Мониторинг?

    Если ваша компания является корпоративным клиентом ПАО «МегаФон», то вы можете самостоятельно подключить M2M-Мониторинг через личный кабинет Корпоративного портала. Для этого необходимо на номера SIM-карт с любым корпоративным тарифным планом подключить:

    1. «М2М-мониторинг» для загрузки нужной SIM-карты на платформу Услуги М2М-Мониторинг и возможности управления ею через Интерфейс Услуги;
    2. М2М-портал Пользователь — настройка, позволяющая идентифицировать пользователя Услуги и предоставить доступ к управлению SIM-картами через Интерфейс Услуги;
    • М2М-Портал Администратор — настройка, позволяющая идентифицировать администратора Услуги и предоставить доступ к управлению SIM-картами через Интерфейс Услуги.

    Логин и пароль для доступа к интерфейсу услуги М2М-Мониторинг придёт в SMS-сообщении на номер сотрудника, которому подключены «М2М-портал Пользователь» или «М2М-портал Администратор».

    Какими возможностями оповещения обладает услуга?

    Вы можете настроить оповещения на различные события, например, на смену устройства, в которое установлена SIM-карта, на достижение лимитов передачи данных, SMS, голосовых услуг связи и пр. Вы также можете регулировать отправку уведомлений и настраивать параметры отправки: адрес электронной почты, номера телефона для получения уведомлений в SMS.

    Какие сообщения я могу отправлять при помощи услуги?

    Вы можете отправлять сообщения на выбранные номера с подключённой услугой «М2М-Мониторинг», чтобы определить активность SIM-карты в сети. Также вы можете отправлять сообщения на номера операторов подвижной связи РФ, внесённые в раздел «Контакты» в интерфейсе услуги.


    Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, то чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость - благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.

    Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость – благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.

    Кое-какие возможности M2M доступны уже сегодня, причем даже в Украине. Кое-какие интересные кейсы применяются в других странах, но легко могут быть внедрены и у нас. Кое-что, конечно, все еще находится в стадии идей и задумок, но будущее надвигается так стремительно, что даже идеи уже не за горами. Мы в редакции задались вопросом, что уже происходит в мире, где машина научилась общаться с машиной, и вот что выяснили.

    1. Что такое M2M и зачем мне об этом знать?

    M2M, оно же межмашинное взаимодействие, оно же M2M телеметрия, вездесущая Википедия определяет как «общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом, или же передавать ее в одностороннем порядке». На бытовом уровне это могут быть счетчики, которые передают данные об использованных электричестве или воде напрямую в организацию, предлагающую услугу, минуя вашу беготню на лестничную клетку или под ванную за актуальными данными и специально обученных «бабушек», которые раз в какой-то период проверяют, чтобы вы не обманывали ЖЕК. На уровне общества – это возможность отслеживания движения автобусов, дополнительная плетка для таксиста, чтобы тот не гонял со скоростью 120 км/ч по городу, распугивая школьников и собак, это актуальная информация о состоянии лифтов в жилых домах. На уровне бизнеса – это контроль за работой всех объектов корпорации. На уровне промышленности – это мониторинг и своевременное исправление проблем на производстве. И многое другое, на чем мы подробнее остановимся дальше.

    2. То есть это «интернет вещей»? Или «интернет вещей» – это M2M? Или это вообще все разное?

    Сегодня развелось такое количество терминов на тему «умных» машин, которые лелеются различными вендорами и провайдерами услуг, что порой сам черт ногу сломит в том, кто кому интернет и что вообще для чего.

    Начнем с того, что есть два параллельно существующих термина-синонима – «интернет вещей» (продвигается Intel) и «всеобъемлющий интернет» (детище Cisco, менее прижившееся в нашем массовом информационном пространстве). Это такое глобальное понятие, которое охватывает и мир устройств, способных взаимодействовать без человека, и мир оборудования (различных чипов, например), необходимых для реализации возможности этого общения), и технологии, протоколы, стандарты, и каналы связи. «Интернет вещей» – это Big Data, к которой лучшие умы и бизнесы современности только ищут подход для вычленения полезной информации.

    M2M (для простоты понимания и сокращения объемов текста остановимся на этом термине) – это часть «интернета вещей» или «всеобъемлющего интернета». То, что касается подключенных устройств и ассоциированных с этим приложений, готовых программных и аппаратных решений, архитектур, конкретных структурированных данных, которые имеют конкретного владельца, который эти данные анализирует.

    Мне на ум приходит ассоциация с литературным произведением, у которого есть тема и идея. Идея – это то, что хотел сказать автор, тема – каким образом он донес свою мысль. По аналогии «интернет вещей» – это о том, что подключено к сети, M2M – это как подключено, то есть конкретные инструменты.

    Вот как-то так

    Если заземлиться в конкретные цифры, то «интернет вещей» сегодня объединяет около 9 млрд устройств, подключенных друг к другу разным способом. 6% этих устройств используют операторскую инфраструктуру, остальные – другие типы подключения, например, радиорелейную связь, кабель и т.д.

    Предполагается, что к 2020-му количество устройств в «интернете вещей» достигнет 23 млрд. Из них около 8% будут подключены при помощи обычной сотовой связи и еще около 11% при помощи нового стандарта LPWA , разработка которого в данный момент ведется 27 ведущими операторами мира, а также вендорами и производителями микросхем и оборудования для мобильных сетей. Этот стандарт подразумевает возможность передачи данных на большие расстояния и при этом низкое энергопотребление. Бытует мнение, что его внедрение приведет к взрывному росту M2M в частности и «интернета вещей» в целом.

    3. Смарт-браслеты, часы, холодильники, «умные» счетчики – это все тоже M2M? Или это «интернет вещей»?

    В потребительском сегменте, в масс-маркете, M2M – это как раз носимая электроника, медицинское оборудование, крупная бытовая техника, такая как холодильники, мелкая бытовая техника и даже совсем не техника. В связи с последними вспоминается интересный кейс с «умными» домашними фильтрами для воды, которые умеют оповещать производителя, когда пора менять кассету. В целом, многие производители электроники и бытовой техники работают в направлении «умной» техники. Но само понятие «умный» не указывает сразу на M2M. Есть устройства (и это большинство браслетов, например), которые подключаются к смартфону через Bluetooth и управляются через приложение. Это не M2M. M2M – это когда у устройства есть собственный чип или подключение к интернету другим способом для передачи данных, и передача эта происходит автоматически, без волшебного пинка со стороны пользователя.

    4. А мобильные операторы тут причем?

    M2M появился задолго до массового распространения передачи данных и даже до GPRS. Но внедрение и распространение доступных тарифов на мобильный интернет через GPRS позволило удешевить M2M и расширить сферу применения. Сегодня это очень перспективная технология.

    Ранее, например, звонок из застрявшего лифта в диспетчерскую также осуществлялся при помощи аналоговой связи.

    Многие данные вообще мониторились людьми.

    У банков была возможность подключать свои терминалы только кабелем. Оптическим, медным, радиорелейным. Это все было крайне дорого – построить «последнюю милю» физическую, протянуть кабель к каждому банкомату. Поэтому они начали смотреть в сторону альтернативных решений. Первое время на GSM как замену кабелю смотрели с опаской из-за вопросов безопасности. Но GSM сама по себе достаточно безопасная связь, да и банки дополнительно шифруют соединение на всех уровнях. Например, когда вы платите в POS-терминале карточкой и таким образом отправляете данные о своих паролях, шифрование осуществляется на всех уровнях. То есть риска для банков нет, то же самое и с GSM-связью, и банки сейчас пришли к тому, что около 60% подключений банкоматов (в Украине) происходит через карточку оператора. Это дешевле, быстрее, это безопасно.

    5. Значит, банкоматы уже такие умные, что сами себе деньги могут заказывать по телефону? А еще что интересного?

    Да, действительно, украинские (а уж западные банки – тем более) не настолько богаты, чтобы нанимать бабушек с блокнотиками, которые будут проверять количество купюр в банкоматах и приносить свои данные в отделения, откуда потом будут отправляться инкассаторы. Но банки – не единственные пользователи M2M.

    В автомобилях тоже есть тренд к тому, чтобы те были подключены к сети. В Украине это пока не работает, даже если вы привезете с собой машину с SIM-картой из-за границы. Но оператор AT&T, например, позволяет оснащать картой свой автомобиль, раздавать через нее Wi-Fi в салоне, подгружать данные о состоянии на дорогах, прокладывать маршрут, подгружать какой-то развлекательный контент. Если случается ДТП, то автомобиль сразу подает сигнал в соответствующую службу без человеческого участия. Технические узлы современного «продвинутого» автомобиля также мониторятся на предмет выявления проблем при помощи сети. Датчики говорят о том, что пора, например, масло поменять или в шинах давление измерить. Учитывается состояние дорог и многих других вещей. Все это есть и будет развиваться дальше.

    Автомобиль будущего: и швец, и жнец, и Wi-Fi-точка доступа

    В Европе вообще законодательно обязали оборудовать системой eCall все автомобили. ECall – это цифровой звонок, сигнал, который передается автомобилем куда надо в случае ДТП.

    Это позволяет всем службам, которые необходимо задействовать в таком случае, быстро отреагировать на вызов, спасти жизнь. В России это же самое осуществляется при помощи GLONASS. В Украине пока ничего подобного нет. Но такие решения позволяют стране иметь свой собственный огромный массив данных (Big Data), который можно использовать, чтобы понять, какие автомобили, где и когда попадают в ДТП. Кроме того, это важно для спасения жизней и обеспечения безопасности на дороге, ведь в экстренных ситуациях счет идет на минуты.

    Еще интересный момент, связанный с M2M в автомобилях. У крупных операторов, таких как AT&T, Telefonica, есть международные альянсы. В рамках этих альянсов есть договоренность, что есть некая одна глобальная SIM. И эта глобальная SIM работает в сетях операторов-партнеров как в родной сети, без дополнительных роуминговых затрат. Это очень важно для сегмента автотранспорта, когда, например, машина может быть произведена в Японии, а в итоге она приезжает в Германию. Или наоборот. Везде эта карточка операторов альянса должна работать так, чтобы пользователю не пришлось вникать в то, как ее заменять в поездках в другую страну. Есть порталы, есть платформы, которые позволяют производителю управлять этой карточкой, и девайсом. И активировать ее только тогда, когда она (в машине) дошла, например, до места назначения. И менять оператора, если вдруг по каким-то причинам оператор не подходит. Например, из-за проблем со связью. Эта карточка в таком случае умеет переходить в сеть другого оператора просто на лету.

    Cледующий сегмент – финансы. M2M активно используется в платежных терминалах.

    Если говорить об Украине, то конкретно на нашем рынке всплеск в сегменте платежных терминалов произошел в 2013 году, когда законодательно было прописано обязательство передавать данные о кассовых операциях в налоговую (кстати, у нас есть интересный материал о том, как госрегулирование влияет на телеком-отрасль в целом) онлайн. Владельцы тех терминалов, которые физически не могут быть подключены к проводу или к Wi-Fi, имеют только один выход – подключать их при помощи GSM-карточки. У бизнеса появилась необходимость покупать модемы к своим кассовым терминалам, чтобы передавать данные. Поэтому этот сегмент моментально увеличился. Влияние на законодательном уровне здесь было одним из ключевых.

    M2M применяется и в такой важной для Украины сфере, как сельское хозяйство. Если говорить о конкретных кейсах, то, например, одна из украинских сельскохозяйственных компаний закупила большую партию современных очень дорогих тракторов. Теперь ей важно следить за тем, чтобы тракторы правильно эксплуатировались. Поскольку данная компания является сертифицированным партнером, ей разрешено врезаться в систему трактора без потери гарантии. M2M в данном случае собирает данные о состоянии разных частей трактора. Украинская специфика такова, что помимо этого надо контролировать, чтобы не сливалось топливо или не было «левых» рейсов.

    M2M позволяет следить за показанием приборов в реальном времени. Снова отойдем немного от Украины за реальными кейсами. У оператора Turkcell есть сервис Smart Energy, который предоставляется совместно с партнерами. Он позволяет следить за потреблением электроэнергии в разных точках.

    Например, у вас есть сеть аптек. Там устанавливается специальный цифровой счетчик с мультитарифной системой учета. Он умеет считать расходы по разному тарифу в зависимости от того, в какое время используются те или иные приборы. В нем есть GSM-модем с карточкой. В Турции такой счетчик ставится за основным счетчиком, поскольку основной традиционно принадлежит компании, предоставляющей услуги энергетики.

    Ничего особенного, просто умный счетчик

    Этот прибор мониторит потребление. Он может сравнить на карте показатели разных объектов и выявить, если в определенном месте есть странные результаты. Например, потребление в такой же точке зашкаливает, значит, надо разбираться. Фактически для владельца это означает не то, что он поставил такой счетчик и начал экономить. Нет. Он поставил такой счетчик и начал анализировать, собирать историю своего потребления.

    Дальше владелец, например, понимает, что целесообразно заменить обычное освещение на LED-лампы. Или обязывает работников точек, уходя, гасить свет. Или он проводит какие-то кампании, и у него есть инструмент, который позволяет замерить результаты до и после. И он видит, что такая-то инициатива помогла сэкономить в деньгах столько, в киловаттах – столько. У этого сервиса есть специальный веб-интерфейс, на котором указывается и прогноз погоды, где есть привязка счетчиков к карте, отчеты и аналитика, удаленная настройка сбора данных, оповещения и нотификации.

    В Турции, где высокие тарифы на электроэнергию, которые серьезно повышаются при превышении порога реактивной энергии, много мелких предприятий очень следят за своими расходами, поэтому там услуга пользуется популярностью.

    6. А я могу договориться со поставщиком, поставить счетчик, и передавать ему данные онлайн, и платить онлайн, чтобы не приходилось бегать к счетчику за показаниями?

    Дома новой застройки, как правило, уже оснащены системами, которые собирают данные по энергопотреблению каждой квартиры и централизованно передают в учетную систему поставщика. В домах старой застройки отдельные пилотные проекты в Киеве есть, но они не массовые, увы.

    7. А что в Украине есть такого, что не только для бизнеса?

    Есть инициатива диспетчеризации лифтовых хозяйств. Это значит, что каждый лифт должен быть автоматизирован и оснащен доступом в сеть.

    Большинство лифтовых сервисных предприятий, уже давно использует SIM-карту для связи с диспетчером. Кроме этого связь нужна для передачи данных об аварийных ситуациях. До использования операторских M2M-каналов связь с диспетчерской осуществлялась по кабелю.

    Практически все регулируемые светофоры в Киеве подключены кабелем. Это все очень дорого и тяжело. С кабелями регулярно что-то происходит. То пропадают, то выходят из строя. Поэтому GSM выглядит как хорошая альтернатива. Однако все упирается в дальнейшем в банальное отсутствие денег на переоборудование существующих систем.

    8. У нас в некоторых городах Украины общественный транспорт оборудован трекерами, которые позволяют следить за его движением. Это тоже M2M?

    Да, транспорт КиевПасТранса оборудован M2M-модулем для мониторинга, поэтому через, например, приложение EWAY можно следить за его перемещением. В нем стоят датчики GPS и карта GSM. GPS передает координаты, а GSM – данные об этих координатах на сервер. Многие владельцы маршруток также оборудуют свой парк автотранспорта, потому как получают реальные выгоды от возможности контролировать перемещение собственного парка.

    9. То есть банкоматы и троллейбусы «едят» мой мобильный интернет? Какой объем трафика генерирует банкомат? Или транспорт, который мониторится?

    Как правило, это зависит от того, где установлен банкомат, насколько часто происходят в нем транзакции. Но в среднем это 20-50 МБ в месяц. То есть меньше мегабайта в сутки. Один пакет в сессии для мониторинга транспорта в среднем весит 2 КБ, у банковского сектора больше, потому что банкомат генерирует запросы и получает ответы, и так несколько раз за одну транзакцию.

    Зачастую в M2M для передачи данных небольшого объема достаточно 2G. Если же объем данных значительный, например, видеонаблюдение, то такие объемы передаются по сути 3G (которая, как мы , активно строится).

    10. А для здоровья есть что-то?

    Конкретно в Украине здравоохранение – та сфера, где с технологиями негусто. Но в мире M2M в медицине уже применяется. В частности, для мониторинга каких-либо показателей организма и передачи данных лечащим врачам. Хотя для полной гармонии и проникновения M2M в каждый дом необходимо еще наличие большого количества доступных устройств, которые бы могли снимать показания точно в домашних условиях, при этом были бы доступны для больных.

    Ни для кого не секрет, что одной из глобальных проблем в здравоохранении является диабет. Количество заболевших исчисляется сотнями миллионов человек, это уже можно смело называть эпидемией. В цифрах в Украине около полутора миллиона страдающих диабетом 1 и 2 типа было только в 2013 году.

    Понимая масштабы проблемы, турецкий оператор Turkcell в 2012 году запустил пилотный проект в медицинской школе в Стамбуле, который находится на стыке M2M и медицины. Была выбрана контрольная группа тех пациентов, за которыми врачи наблюдали при помощи M2M-решений. Пациентам с диабетом предлагался глюкометр с Bluetooth, пациентам, у которых есть проблемы с давлением, предлагался тонометр с Bluetooth.

    «Умный» набор для ваших бабушек и дедушек

    С большими кнопками на случай, если кто-то из них плохо видит

    Эти устройства подключаются к специальному устройству-шлюзу, в котором установлена SIM-карта. Шлюз поддерживает два аккаунта, между которыми можно легко переключаться, что удобно для семьи из двух пожилых людей.

    Пациенты использовали глюкометры с Bluetooth для регулярных измерений дома. После нажатия на кнопку Upload на шлюзе данные отправлялись через SIM-карту к врачу. Доступ к данным через веб-интерфейс имелся у врача, у родственников пациентов и также мог быть у пациента. Для продвинутых пользователей запущено приложение на Android. Но человеку, который не смыслит в технике, достаточно было померять давление или сахар и нажать на одну кнопку для передачи данных.

    Врач, в свою очередь, знает своих пациентов, какие значения для них нормальные или избыточные. Более того, в таблице данных ненормальные значения подсвечиваются красным цветом. У врача собирается история показаний, он видит, когда происходит повышение сахара, если мы говорим о больных диабетом, или давления, если мы говорим о тех пользователях, у которых проблемы с давлением. Так врачу проще определить причину, а пациенту не надо лишний раз ездить в клинику. А в критических случаях при наличии тревожных данных от пациента к нему даже может выехать скорая.

    Есть также специальный call-центр, который будет напоминать пациенту, если он вовремя не произвел замеры.

    Система мониторинга позволяет снизить риск развития осложнений. Профилактика всегда дешевле лечения.

    Продукт предлагается в Турции и на государственном уровне, и частным клиникам. Многие дети готовы оплачивать подобный мониторинг своим престарелым родителям. Они покупают годовую подписку, куда входит оборудование, поддержка call-центра и врачей. Это такое комплексное решение.

    Турецкий опыт в будущем планирует перенять «дочка» Turkcell – lifecell.

    11. Ну хорошо, а что бизнес в Украине может получить от M2M в нашей стране?

    Сегмент платежных, кассовых терминалов и охрана и безопасность – две самые развивающиеся сферы M2M в нашей стране. Затем идет мониторинг транспорта. Также при помощи M2M можно обеспечивать мониторинг мобильных «объектов» компании, т.е. полевых сотрудников, курьеров.

    12. Каким образом происходит мониторинг объектов компании?

    У сотрудника компании есть телефон с ОС Android и GPS. На него устанавливается специальное приложение. Когда торговый представитель, мерчендайзер, супервайзер, промоутер, курьер выходит на маршрут, он включает это приложение. Включаться такое приложение может только на рабочее время этого сотрудника. Телефон служебный, соответственно, сотрудник должен в рабочее время работать, а не заниматься личными делами.

    Сотрудник вышел на улицу – спутники определились. Любые отклонения от маршрута видны в интерфейсе. Был человек в этой торговой точке или не был, сколько времени он там провел. Расширенный пакет такого приложения позволяет назначать маршруты на каждый день. Пользователь просто включает программу и видит готовое задание на этот день. Также софт позволяет передавать фотографии с определенного места. Это полезно, например, для промоутера, который фиксирует результаты своей работы для отчета, или для мерчендайзера, который обходит торговые точки. Он может тут же через программу сфотографировать раскладку товара и передать этот снимок через GPRS в офис. А на месте, в офисе, у его руководителя сразу появляется вся информация из разных точек. Эта услуга давно работает у lifecell и называется «Мобильный GPS».

    13. Мониторинг транспорта – это что, как, для чего?

    Мониторинг транспорта – услуга, которая направлена как на владельцев логистических компаний, так и на службы такси или других транспортных перевозок. Точные возможности зависят не столько от оператора, сколько от партнера, который обеспечивает «железячную» и программную часть. Об одном из примеров реализации мониторинга транспорта рассказывает Янина Посохова, эксперт по управлению корпоративными продуктами lifecell.

    «На сегодня мы работаем с 10 партнерами по предоставлению именно этой услуги. Мы общаемся с корпоративными клиентами, у которых есть свой автопарк, выясняем потребность в мониторинге и презентуем клиенту решение. Клиент выбирает то решение, которое его устраивает по тому, насколько широки возможности web-интерфейса, или по тому, какие датчики в машине он желает использовать, по финансовым соображениям. У некоторых партнеров есть датчики, которыми можно оснастить всю машину. У некоторых – чисто мониторинг и контроль скорости. Т.е. мы подключаем совместно с партнером. Кстати, на нашем сайте можно ознакомиться со всеми решениями для бизнес-клиентов.

    Автопарк оснащается модулем GPS для сбора координат и GSM-картой со специальным тарифом для передачи данных на сервер сбора информации.

    Когда машина передвигается по открытой местности, спутники ее всегда видят и передают данные о маршруте. Если машина находится в гараже, то спутники ее не видят. Но некоторые наши партнеры уже нашли выход и из этой ситуации – по cell ID, то есть по сотам, которые показывают, где находится автомобиль с SIM-картой, когда нет сигнала GPS.

    Периодичность передачи сигнала настраивается на усмотрение пользователя. Обычно это 30-60 секунд, тогда маршрут видно полностью на карте. Можно увеличивать интервал опроса хоть до 1 часа, но тогда маршрут движения не будет выглядеть так отчетливо.

    У владельца услуги есть огромные возможности для мониторинга и управления буквально всем. Можно обрисовать геозоны, чтобы в случае выхода машины за пределы какой-то геозоны владельцу услуги поступало оповещение об этом.

    Услуга позволяет замерять скорость движения автомобиля. В веб-интерфейсе будут отображаться все нарушения скоростного режима и экстренные торможения, которые имели место.

    Для контроля слива топлива тоже есть свои датчики.

    Программное обеспечение для M2M умеет составлять маршрутные листы. Машину можно привязать к водителю и формировать маршрутные листы. Эта система позволяет автоматизировать и упростить многие процессы для транспортных компаний.

    У нас, как у оператора, есть решение для таких компаний, специальный тариф. Как для использования в Украине, так и за ее пределами. В роуминге очень дорого использовать GPRS. Тем не менее, есть запрос со стороны бизнеса, поскольку из Украины за границу ездит как пассажирский, так и грузовой транспорт. Чтобы убрать этот ценовой барьер, мы определили около 20 стран, в основном Европа, плюс страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия, Беларусь, Молдавия), где установили перечень операторов, в сетях которых регистрируется карточка и передает данные. В этих сетях действуют льготные тарифы на GPRS – это 10 гривен за мегабайт. Для роуминга это совсем малые деньги. Поэтому наши корпоративные клиенты активно пользуются этим тарифом.

    В январе месяце для компаний, которые работают в M2M-вертикалях, мы расширили возможности Системы самообслуживания и запустили услугу «M2M Менеджер» для мониторинга и управления M2M-линиями. Теперь Администратор корпорации может в своем Личном кабинете управлять своими линиями: и голосовыми, и M2M. В разделе «M2M-линии» будут доступны для управления, контроля и работы с данными/отчетами именно те линии, которые клиент определил как M2M. Имеется в виду, что он сам это определяет.

    Администратор может изменять отображение информации в главном окне сервиса под себя. Например, добавить идентификатор устройства, положение объекта (например, через SMS-пинг), заметку (комментарий) по данному объекту (например, фамилию водителя, адрес) и многое другое.

    Детали по линии он может посмотреть, кликнув на ее номер. Тут отображается та информация, которой не было в Главном меню. Статус предоставления услуг роуминга, какой баланс линии и остаток пакетов, что с доступами, есть ли кредитный лимит и т.д.

    По клиентскому запросу в настройках услуги M2M VPN-тоннели могут быть построены с применением отдельной точки доступа, через которую будут передаваться данные. Точка доступа для подключения интернета, например, в смартфоне – стандартная, ею пользуются все. Она открытая и имеет динамический IP-адрес, который выдается на одну сессию. А клиентам надо иметь выделенный IP-адрес, иначе не будет возможности найти карточку в сети. Поэтому строятся отдельные точки доступа. Клиент, который уже имеет свою персональную точку доступа, может удалять общие точки доступа, которые ему не нужны, и добавлять собственную точку доступа на свои линии. С IP-адресом такая же ситуация. Возможность самостоятельно этим всем управлять значительно экономит время и клиенту, и оператору.

    Для владельца корпорации M2M и обычная связь могут быть как на одном контракте, так и на отдельных. Все зависит от пожеланий владельца.

    Всю информацию из личного кабинета можно экспортировать и работать с ним в Excel.»

    14. А когда вы пишете, что речь идет о «готовом решении», что подразумевается под этим «решением»?

    «Готовое решение» подразумевает предложение по оборудованию, программному обеспечению и тарифному плану оператора. Оператор не берется консультировать и подбирать оборудование для клиента, в данном случае это зона ответственности партнеров. Чем больше функциональных возможностей, тем выше стоимость решения. Оператор в свою очередь предлагает подходящий тариф и обеспечивает специальными SIM-картами, предоставляет возможность контроля и управления картами.

    В случае с M2M это скорее будут даже SIM-чипы – более надежные и практичные решения, которые гарантировано будут служить лет 10 как минимум. Такие SIM-чипы не вставляются в GSM-слот, а впаиваются. Они позволяют минимизировать размер самого девайса, кроме того они термо- пыле- влагозащищенные. Впрочем, бывают и термо SIM-карты. Они стандартного размера, как обычные «симки», но с дополнительной защитой. Еще у них отсутствуют счетчики аутентификации, что позволяет продлить срок службы карточки..

    SIM-чип и его устройство

    15. SIM-карты M2M к нашим 140% проникновения мобильной связи в Украине имеют отношение? Или их отдельно считают?

    M2M сидят в этих цифрах, никто их отдельно не считает. В крупных компаниях, таких как Turkcell, VimpelCom, AT&T ведется отдельная статистика и есть отдельный отчет по M2M-линиям. В Украине масштабы пока не те, поэтому необходимости такой нет. Все-таки наша страна отстала от значительной части мира в плане технологий.

    Специальный корпоративный тариф для передачи данных. Интересен своей «нечеловеческой» сущностью, дополнительным функционалом и возможностью гибкой настройки под нужды определенного клиента.

    С параметрами тарифа можно ознакомиться на сайте , ниже перечислены основные области применения SIM-карт с этим тарифом:

    • Мониторинг транспорта и подвижных объектов – получение информации о местоположении и маршруте следования а/м (грузовой транспорт, курьерская доставка, такси и т.д.) на пульт управления;
    • Мониторинг трубопроводных систем - удаленные измерения расхода жидкости (газа), температуры, других параметров технологической среды.
    • Платежные системы – передача транзакций в процессинговый центр от банкоматов, POS-терминалов, уличных терминалов оплаты услуг и т.п.;
    • Безопасность – передача сигнала и дополнительных данных (например, координат) по нажатию тревожной кнопки, противоугонные системы, видеонаблюдение и др.

    Важная особенность тарифа – отсутствие голосовой связи, эта услуга на «Телематике» не предоставляется вообще. Звонить «голосом» с таких SIM-карт все равно не предполагается, зато оформление может быть упрощено и вероятность нецелевого использования почти нулевая.

    Нужно ли было создавать специальный тариф для таких, казалось бы, нишевых проектов? Тем более, что по своим базовым ценовым параметрам «Телематика» не отличается от общедоступного тарифа «Онлайнер», те же 4,75 руб. за один мегабайт трафика с килобайтным округлением сессии. Как выяснилось, сам тариф «Телематика» является только одним из компонентов нового направления, которое в МТС намерены активно развивать. Специально для Mobile-Review своим видением уже недалекого будущего поделился Юрий Островский, начальник отдела разработки продуктов департамента по развитию конвергентных решений.

    Направление М2М (machine-to-machine) является чрезвычайно перспективным и динамично развивающимся. Сейчас таких «механических» абонентов сравнительно мало, но потенциально их может оказаться не меньше, чем живых пользователей. И растет этот рынок очень быстро. Уже сегодня было бы трудно или экономически неэффективно отказаться от мобильной передачи данных между устройствами. Банкоматы и платежные терминалы стоят на каждом шагу и почти все они оснащены GPRS-модулями, тянуть к каждому «железному ящику» кабель было бы слишком дорого.

    Кстати, меня всегда настораживали неприметные GSM-антеннки на банкоматах. Наличные и безналичные деньги через них перемещаются серьезные, а пакетная передача данных – штука не стопроцентно надежная. Окажется фрагмент сети перегружен голосом в неподходящий момент, и нет передачи данных. Юрий объяснил, что необходимая в этих случаях надежность достигается двойным резервированием, при необходимости данные могут передаваться по коммутируемому каналу связи CSD (Circuit Switched Data) и даже через SMS-обмен.

    Чтобы не пересказывать своими словами, небольшая цитата из заботливо подготовленного пресс-службой МТС материала:

    «Оценивая мировой рынок M2M, эксперты приводят следующие цифры: сегодня в мире действует около 100 млн. устройств, дистанционно передающих данные в центры обработки информации. По оценкам экспертов, оптимальный способ передачи данных M2M – через беспроводные сети. Помимо очевидной экономии на прокладке кабелей беспроводная передача данных обеспечивает существенное сокращение продолжительности сессий между устройствами: в мобильной сети средняя продолжительность сессии передачи данных сегодня составляет около 5 сек. против примерно 20 сек. для проводной сети общего пользования. Прогнозируемый рост рынка М2М в мире, по оценке агентств Future World Consultancy, RSA, Allied Business, Berg Insight, ABI Research, - 80-120% в год до 2012 года.

    M2M сервисы в России и странах СНГ сегодня находятся на первоначальном этапе развития. Например, по нашим оценкам, количество M2M модулей в сети МТС на наиболее развитом в этом отношении рынке – в Москве сегодня составляет менее одного процента абонентской базы. В то же время, российский рынок M2M стремительно растет, и МТС рассчитывает стать лидером этого перспективного сегмента рынка. Тариф «Телематика» - это первый шаг МТС в стратегии развития M2М сервисов. В течение ближайших пяти лет, по нашим консервативным оценкам, число пользователей M2M сервисов МТС в России превысит 3 млн.»


    Среднемесячный доход от «механического» абонента обычно составляет 5-8 долларов, но такие «пользователи» предсказуемы и лояльны, это важно. Замена SIM-карты в модеме является операцией непростой и ради сиюминутной копеечной экономии никто этим заниматься не будет. А если терминалов сотни или тысячи? А если SIM-карты установлены в системах, мониторящих давление в трубопроводе где-нибудь на краю света? Тут уж поневоле будешь стопроцентно лояльным абонентом.

    Потребление GPRS-трафика такими абонентами невелико. Устройства, используемые на транспортных средствах, потребляют 5-15 Мб. в месяц, банковский терминал может «съедать» больше 50 Мб. в месяц. Несмотря на скромные показатели доходности каждой отдельной SIM-карты, стабильный и быстро растущий общий доход внушает оптимизм. В компании взялись за этот сегмент рынка со всей серьезностью и намерены разработать комплекс целостных предложений и решений «под ключ». В качестве примеров уже состоявшихся проектов говорят о положительном опыте сотрудничества с «Зеленоградским автокомбинатом», которому за счет использования технологий мониторинга автотранспорта удалось сократить непроизводственные пробеги автомобилей и расход горюче-смазочных материалов на 5% и обеспечить тем самым снижение расходов на 6,1 млн. руб. в год. В ноябре 2009 года МТС и «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) запустили в столичном районе совместный проект по обеспечению контроля энергопотребления. SIM-карты установлены в счетчики потребления энергоресурсов, которые обеспечивают непрерывную передачу информации на сервер Центральной системы учета энергоресурсов МОЭК.

    Данный сегмент рынка выглядит привлекательно и с точки зрения роста абонентской базы, ведь каждый «механический» абонент учитывается в статистике как обычный. Пока число таких SIM-карт сравнительно невелико, но если прогнозируемый быстрый рост состоится, то аналитикам станет труднее высчитывать среднее число SIM-карт, приходящееся на каждую «живую абонентскую душу».

    Собственно тариф

    Как уже написал, голосовые вызовы не предусмотрены. Только GPRS, MMS, SMS и передача данных по коммутируемому каналу с ценой 1,35 руб. за минуту как исходящего, так и входящего вызова. Тариф является своего рода «гибридом»: при небольших эпизодических потребностях можно использовать базовый вариант без абонентской платы, при более заметных «аппетитах» устройства можно подключить один из предусмотренных пакетов от 5 до 90 Мб. Подключенный пакет действует бессрочно, возобновление 1-го числа каждого месяца. Абонентская плата за пакет GPRS-трафика списывается 2-го числа каждого месяца в полном объеме. Подключенный пакет будет действовать до момента его смены или отключения абонентом. Трафик, включенный в пакет, можно расходовать в течение календарного месяца, неиспользованный остаток трафика на следующий месяц не переносится.

    Из прочих важных особенностей – единая цена на передачу данных во внутрисетевом роуминге и покилобайтное округление сессии, при большом количестве генерируемых машиной микро-сессий это существенный плюс. Как и в любом другом корпоративном тарифе в «Телематике» предусмотрена матрица скидок в зависимости от объемов начислений и количества подключенных SIM-карт.

    Для частных пользователей тариф особого интереса не представляет, в базовом варианте «Онлайнер» выгоднее (скидка в ночное время). А для больших объемов трафика рациональнее использовать «Коннект». Небольшая пользовательская ниша – стабильно потребляющие сравнительно небольшие объемы (менее 100 Мб.) трафика, в этом случае «Телематика» с подключенным пакетом позволит немного сэкономить. Еще один потенциальный потребитель – человек, нуждающийся в гарантированном резервном канале доступа к интернету в поездках. 1,35 руб./мин. за CSD-доступ во внутрисетевом роуминге является вполне гуманной ценой. Да, в эпоху 3G скорость 9,6 Кбит/с. вызывает здоровый смех, мегабайт данных будет передаваться минут 15. Зато почти гарантированный доступ к сети вне зависимости от наличия/работоспособности GPRS. Можно еще вспомнить жалобы на троянские программы, которые во время интернет-сессии незаметно для пользователя инициируют дорогостоящие вызовы, на тарифе с отключенной голосовой связью такой фокус не пройдет.