• Особенности отпуска процедур электротерапии в детском возрасте. Применение физиотерапии

    Физиотерапия в педиатрии располагает многочисленными и весьма разнообразными по лечебному действию факторами, которые применяют детям с первых дней жизни с целью профилактики и лечения заболеваний, повышения защитных сил, своевременного созревания и развития всех систем организма. Однако техника и методика проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличается от взрослых, что обусловлено возрастными анатомо-морфологическими особенностями.

    Кожа у новорожденных и грудных детей характеризуется незрелостью. Эпидермис представлен меньшим числом слоев клеток, рыхло связанных с дермой, базальной мембраной. Потовые железы отсутствуют до 4 месяцев, внутрикожные сосуды склонны к дилатации. Кожа склонна к мацерации, отличается высокой степенью гидрофильности, повышенной резорбтивной, всасывающей способностью и малым сопротивлением электрическому току. Кожа детей характеризуется ускоренной репарацией, склонностью к келоидообразованию, особенно в возрасте от 1 года до 8 лет. Показательно, что максимальная плотность постоянного тока составляет для новорожденных и детей первого года жизни - 0,01 мА/см 2 ; 2-3 года - 0,02 мА/см 2 ; в дошкольном возрасте - 0,03-0,05 мА/см 2 ; с 7 до 15 лет - 0,05-0,08 мА/см 2 . Продолжительность процедуры составляет 7-8 мин для детей до года, в старшем возрасте - 15- 20 мин.

    У детей ограничен курс ультравысокочастотной и лазерной терапии (до 5-8 процедур) при воздействии на раны, ожоговые поверхности, брюшную стенку после аппендэктомии. Растворы лекарственных веществ, минеральные ванны применяют меньшей концентрации.

    Компенсаторные возможности физической и химической терморегуляции у детей раннего возраста весьма невелики в связи с отсутствием полноценной центральной регуляции со стороны незрелой нервной системы. Все это требует осторожности при проведении процедур, связанных с охлаждением или прогреванием. Не назначают максимальные температурные значения при теплолечении, ограничен диапазон колебания температур при контрастных процедурах (ваннах, душах, обливаниях).

    Нервная система новорожденного характеризуется незавершенностью развития, склонностью к генерализации при быстрой истощаемости ответных реакций, что ограничивает продолжительность физиотерапевтических процедур до 7-8 мин. При выборе фактора и продолжительности процедуры следует учитывать ускоренное формирование рефлексов, преобладание процессов возбуждения. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения, а распространяется по демиелинизированным нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых. Это ограничивает проведение сегментарных и общих методик детям раннего возраста. Рост и развитие нервной системы ребенка продолжается в течение 7-9 лет. Морфофункциональная незрелость ЦНС, возрастные особенности восприятия ограничивают применение трансцеребральных воздействий, в том числе электросна, интраназального электрофореза до 4-5 лет.

    Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается известной физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей. Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее, надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитаминозу Д, созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция достаточно эффективно курсовое УФ-облучение. Однако детям, особенно раннего возраста, следует проводить не общее УФ-облучение, а местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах одиндва раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

    Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон, относительно большим количеством интерстиция. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервномышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у старших и взрослых. В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Поэтому при проведении электростимуляции необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

    Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость ее проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает. В частности, электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интраназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее, чем через час после кормления и не позже 30-45 мин до него.

    При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсными токами смазывают детским кремом или растительными маслами. В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых, но иных параметрах. Примером вышесказанного являются некоторые частные методики.

    Местную гальванизацию детям практически не применяют, используют гальванический ток т. н. внутритканевого электрофореза, т. с. активации проникновения медикаментозных средств, вводимых инъекционно или другим способом в определенную область. Однако существует несколько классических методик, адаптированных для детей раннего возраста с неврологической патологией. Гальванический воротник по Щербаку назначают детям, начиная с 2 лет. Располагают «шалевый» электрод площадью от 200 до 400 см 2 на уровне С 6 -Тh 2 , второй электрод - на коже пояснично-крестцовой области L 2 -S 2 . Силу тока постепенно увеличивают от 2-4 мА до 10-12 мА (с учетом переносимости), экспозицию - с 2-4 мин до 12-14 мин, прибавляя по 1 мА и 1 мин через процедуру. Курс лечения составляет 10-12 процедур.

    Электрофорез по Вермелю новорожденным и грудным детям проводят при несколько иной локализации электродов. Анод площадью 100 см 2 располагают в межлопаточной области (на уровне Тh 2 -Тh 10). Катод аналогичной площади накладывают на передней брюшной стенке или передней поверхности бедер. Плотность тока составляет 0,01мА/см 2 , время воздействия - до 7-8 мин. На курс назначают 8-10 процедур.

    При острых состояниях с целью уменьшения токсического действия лекарственных веществ, аллергических реакций применяют «внутритканевой» электрофорез. Детям грудного и раннего возраста при острых, деструктивных пневмониях особенно показан внутрилегочный электрофорез, проводимый по одному из способов:

    1. Внутривенного одномоментного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки поперечно.

    2. Внутривенного капельного введения лекарственных препаратов и гальванизации грудной клетки.

    3. Ингаляции лекарственного раствора с одномоментной гальванизацией грудной клетки.

    4. Внутримышечного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки через 0,5-1 ч. Электрофорез детям проводят при минимальной концентрации лекарственных веществ, соответственно соблюдая возрастную суточную или разовую дозу.

    В терапии СМТ наиболее часто используют переменный режим; род работы - III, IV, V; глубину модуляции - не более 75%. Начинают стимуляцию всегда с высоких частот - 100-90 Гц. Продолжительность процедуры у детей до года составляет 8-10 мин; от 1 до 7 лет - 10-15 мин. При миопатиях, ДЦП, параличах длительность воздействия может быть увеличена до 30-40 мин.

    Электросон по глазнично-затылочной методике проводят детям старше 3 лет. В случае отрицательного отношения к локализации электродов на глаза, используют лобнозатылочную методику. Подбор адекватной частоты начинают со средних величии (60-80 Гц). Низкие частоты - 5-15 Гц используют при лечении детей старшего школьного возраста. Продолжительность процедуры колеблется от 15 мин до 1 ч. Курс лечения включает 10-12 процедур. Электросон противопоказан при диэнцефальном синдроме, ожирении, непереносимости тока. Дети адекватно воспринимают центральную электроаналгезию от аппарата «Лэнар». Лобно-затылочная методика воздействия, малая сила тока, более высокая частота генерации - 1500 Гц обусловили достаточно высокую степень адаптации к фактору и возможность применения его с 1,5-2 лет. Длительность импульса 0,1-0,15 с, экспозиция - до 40 мин.

    Электростимуляцию детям проводят с помощью тех же аппаратов, что и взрослым («Амплипульс», «Стимул», «Тонус», «Омнис» и пр.). Внутриорганную (полостную) стимуляцию - от аппаратов «Эндотон» и «ЭСЖКТ» - электростимулятор желудочно-кишечного тракта, специально предназначенный для лечения детей грудного и раннего возраста, укомплектованный внутриполостными электродами малых размеров (0,3-0,5 см в диаметре).

    Токи надтональной частоты (ТНЧ) - один из наиболее адекватных для детского организма физических факторов. Применяют ТНЧ с одного месяца противоотечной, противовоспалительной и репаративной целью при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, кефалогематоме, пилороспазме и холазии пищевода, пневмонии, инфильтратах и мастите, пиелонефрите, а также в ранние сроки после различных хирургических вмешательств. При чрескожном воздействии во избежании неприятных ощущений используют контактную стабильно-лабильную методику, фиксированный зазор (чехол из одного слоя марли, надеваемый на грибовидный электрод), малую интенсивность. Продолжительность ежедневных процедур составляет 5-10 минут. Полостное воздействие (ректальное) осуществляют урологическим электродом 0,7 см в диаметре, предварительно смазав его растительным маслом или мазью. Глубина введения составляет 4-5 см, интенсивность - 3-4 ст. Детям раннего и дошкольного возраста чрескожное воздействие ТНЧ осуществляют при средней интенсивности продолжительностью от 10 до 20 мин в зависимости от площади поражения.

    Дарсонвализацию проводят грибовидным электродом детям с 3 лет при малой или средней мощности, продолжительностью 5- 10 мин. Основные показания: гнездная плешивость, вазомоторный ринит, юношеские угри, зуд кожи. Полостное воздействие (ректальное) применяют с раннего возраста цилиндрическим электродом при энкопрезе, при состоянии после анопластики интенсивности малой или средней.

    Электрическое поле УВЧ (э.п. УВЧ) используют в лечении детей с первых дней жизни. Доза зависит от возраста и локализации. До года - мощность воздействия не превышает 15 Вт, от 1 до 3 лет -15-20 Вт, от 3 до 7 лет - 30-40 Вт, старше 7 лет - 50-60 Вт с учетом локализации и активности процесса. Продолжительность про­цедуры составляет соответственно от 8 до 15 мин. Максимальная мощность э.п. УВЧ при воздействии на голову у детей дошкольного возраста - 20 Вт, школьного - 30 Вт.

    Воздействие СМВ детям, начиная с первого года жизни, осуществляют от аппаратов «Луч-2», «Луч-3», «Луч-4». При этом используют малую плотность мощности, благодаря применению детям первых двух лет большого излучателя (диаметром 11,5 см) и малой мощности - 5 Вт, детям от 2 до 5 лет - 5-7 Вт на тот же диаметр, старше 7 лет - мощность увеличивают до 10-12 Вт. При применении излучателя диаметром 3,5 см мощность не должна превышать 2-2,5 Вт - для детей первого года жизни, 3-4 Вт - дошкольного, 5 Вт - школьного возраста. Повышение плотности мощности в случае нарушения вышеуказанных соотношений и проведения процедур с помощью излучателей меньшего диаметра (2 см, 3,5 см), может вызвать у детей ожог. Аналогично проводят терапию микроволнами дециметрового диапазона, используя излучатели достаточно большой площади и малую мощность излучения - до 8-10 Вт. Подобный эффект может быть достигнут лишь при применении портативных аппаратов для ДМВ-терапии: «Пума», «Электроникатерма», в комплекте излучателей которых имеются мягкие (размером 8х8см, 8х1 6см) и керамические (диаметром 2, 4, 10 см).

    Ультрафиолетовое излучение широко используется в педиатрии с лечебной и профилактической целью, повышая исходно невысокую иммунологическую реактивность. В раннем возрасте чувствительность к УФ-излучению снижена, что позволяет безопасно применять эритемные дозы.

    Видимый свет с лечебной целью в педиатрии применяют с первых дней жизни. Новорожденным и грудным детям с гемолитической болезнью (желтухой) воздействие синим светом (0,45-0,46 мкм) проводят от аппарата «ВОД-1-1» с учетом места их пребывания. Детей облучают в кювезе по 7 часов с перерывом в 2 часа, новорожденных в кроватках - 2 ч, 2 ч перерыв. Курс продолжают до улучшения. Детям старшего возраста с болезнью Жильбера, механической паренхиматозной желтухой также проводят лечение от аппарата «ВОД-II» два раза в день по 15-30 мин на поле; 2 поля в день. Широко используют в лечении детей хромотерапию, особенно при функциональных нарушениях, психосоматике и с целью дозревания отдельных органов. В комплект излучателей к аппарату «Скаляр» приданы несколько светодиодов мощностью 5-7 мВт: синий, оранжевый, красный, зеленый. Цветотерапия достаточно эффективна для дозревания тканей и органов с морфофункциональной незрелостью. Преимущественно используют цвета с высокой энергетикой (красный, желтый или оранжевый) или зеленый - уравнивающий процессы возбуждения и торможения в организме. Каж­дым цветом ежедневно последовательно облучают определенную зону или проекцию органа в течение 10-5-3 мин по убывающей схеме и постоянной мощности светового потока, или при постоянной экспозиции, но уменьшающейся постепенно мощности или плотности мощности светового потока. Курс включает 10-12-15 ежедневных процедур.

    Лазеротерапию проводят детям с одного года с целью детоксикации, оксигенации крови, повышения защитных сил организма, восстановления необходимого энергетического баланса. Узкий спектр электромагнитных волн оптического диапазона, возможность воздействовать на определенные звенья цепи биохимических реакции, малая мощность (в тысячу раз меньше традиционных ВЧ факторов) на фоне гидрофильности тканей ребенка позволяют достигать необходимых результатов быстрее. Доза излучения не зависит от возраста, а напрямую связана с тяжестью патологического процесса, состоянием больного. Более равномерное распределение энергии в тканях детского организма, высокие компенсаторные возможности сосудистой системы исключают опасности передозировки. Однако для достижения эффекта не следует использовать монотонные методики (постоянные дозы).

    Ультразвук Плотность мощность для детей от 1 до 3 лет - 0,05-0,1 Вт/см 2 ; от 3 до 6 - 0,2-0,4 Вт/см 2 ; школьникам - соответственно 0,5-0,8 Вт/см 2 . Детям не применяют плотность мощности выше 0,8 Вт/см 2 . Продолжительность воздействия на одно поле - 2-5 мин по показаниям. При необходимости (при ортопедической и хирургичекой патологии ультразвук назначают детям до 1 года. ППМ при этом составляет 0,05

    Основные принципы применения физиотерапии при заболеваниях уха, горла и носа

    Основные принципы применения физиотерапии в комплексном лечении и профилактике заболеваний уха, горла и носа

    Возможность и необходимость использования того или иного фактора на каждом этапе развития патологического процесса у конкретного больного определяется исходным состоянием организма в целом с точки зрения возможности формирования биологических систем защиты и компенсации и локализацией, структурно-морфологическим и функциональным состоянием патологического очага с точки зрения целесообразности назначения вида энергии с учетом его специфического физико-химического действия.

    При некоторых патологических состояниях, независимо от того, связаны они с основным заболеванием или нет, физиотерапия не назначается, так как стимулирующее действие терапевтических доз физических видов энергии может неблагоприятно сказаться на состоянии пациента. К ним относятся (противопоказания физиотерапии): злокачественные новообразования любой локализации или подозрение на их наличие, доброкачественные опухоли, способные к злокачественному перерождению, активные формы туберкулеза, системные заболевания крови, декомпенсированные формы патологии эндокринных желез, тяжелые токсические состояния, кахексии. Учитывая то, что практически все виды физиотерапии вызывают необходимость регулирования температурного гомеоста-лиса с обязательным сосудистым компонентом и повышением нагрузки на сердечно-сосудистую систему (в том числе и сердечную мышцу), физиотерапия не назначается при лихорадочных состояниях. Пациенты, страдающие сердечно-сосудистой недостаточностью, выраженным атеросклерозом, аневризмами магистральных сосудов, гипертонической болезнью выше IIА стадии, нарушением проводимости сердца, стенокардией, компенсированными формами эндокринной патологии, органическими заболеваниями мозга или его оболочек, нуждаются в консультации узких специалистов, так как физиотерапия в ряде случаев может быть назначена совместно с медикаментозными препаратами, предотвращающими нежелательные побочные реакции при лечении заболеваний уха, горла и носа. Эти формы патологии относят к общим противопоказаниям к назначению физиотерапии и в дальнейшем указываться не будут.

    Особого подхода требует применение физиотерапии у детей и лиц преклонного возраста с заболеваниям ЛОР-органов. В первом случае имеют значение возрастные особенности состава тканей (повышенное содержание води), строение кожи, несовершенство терморегуляции и склонность к генерализованным реакциям, во втором - наличие возрастных изменений сосудистой системы и снижение адаптационных возможностей организма.

    Оценка локализации, структурно-морфологического и функционального состояния патологического очага с точки зрения целесообразности назначения того или иного физического фактора с учетом его специфического действия производится согласно следующим данным.

    Для решения вопроса о возможности непосредственного воздействия на очаг определенными видами энергии или продуктами ее трансформации по гуморальным путям, нервным проводникам или креаторному пути следует установить, в каких тканях и на какой глубине расположен патологический очаг. Необходимо также учитывать, в какой полости развивается патологический процесс - в открытой или замкнутой, то есть, есть ли условия для оттока патологического содержимого.

    Определение характера воспалительного процесса (острый, подострый или хронический) является недостаточным условием для правильного назначения физиотерапии.

    В развитии острого воспалительного процесса различают первую фазу - преимущественно альтерации и инфильтрации, вторую - преимущественно экссудации и третью - пролиферации. Имеет значение характер нарастания симптоматики на протяжении развития заболевания, что косвенно свидетельствует о реактивности больного по отношению к патогенному фактору, вызвавшему заболевание.

    При гиперергической форме течения и высокой лихорадке в первой фазе возможно назначение только местных холодовых процедур и средств, снижающих сосудистую проницаемость, ингибиторов медиаторов воспаления, противомикробных препаратов. При нормергическом течении можно применить умеренные тепловые процедуры на область патологического очага, электрическое поле ультравысокой частоты, электромагнитные волны сверхвысокой частоты, УФ-излучение.

    Острую воспалительную реакцию можно купировать на протяжении первой фазы ее развития. При этом результат следует прогнозировать только на ближайшие 1-2 сут. Стабилизация клинической симптоматики или уменьшение патологических признаков свидетельствует о правильном выборе метода лечения и благоприятном исходе. Нарастание клинической симптоматики на 2-е сутки указывает на переход процесса во II стадию. В этом случае при развитии острого гнойного воспаления в замкнутой полости ставится вопрос о хирургическом вмешательстве, при локализации его в открытой полости показаны методы физиотерапии.

    На протяжении III фазы течения воспалительного процесса показаны средства физиотерапии, направленные на активизацию процессов регенерации. При этом следует учитывать прогноз в отношении дальнейшего восстановления функции органа.

    При подострых и рецидивирующих воспалительных процессах прежде всего исключаются органические заболевания близлежащих или функционально связанных органов, неблагоприятные условия внешней среды, вредные привычки.

    В комплекс лечебных мероприятий включают средства и методы, активно воздействующие на адаптационные механизмы. Предпочтение отдается таким физиотерапевтическим факторам, как постоянные токи, лекарственный электрофорез, импульсные токи, переменные магнитные поля высокой частоты, а также водо- и теплолечение. При рецидивирующих формах заболевания ликвидация острых явлений не должна расцениваться как излечение больного. Обязательным является назначение курсов противорецидивной терапии и закаливания.

    Особой осторожности требует применение физиотерапии при хронических патологических процессах уха, горла и носа. По мере развития в патологический процесс вовлекается все больше структурно-морфологических единиц, нарушается функция центральных регулирующих механизмов, нарастают явления перестройки реактивности, изменяется функционирование эндокринной системы, нарушаются нормальные биологические ритмы, изменяется характер взаимодействия организма с факторами внешней среды. При хроническом патологическом процессе доминирующая в настоящий момент симптоматика не всегда является отражением основных патогенетических звеньев заболевания. В этих условиях имеет значение правильное решение вопроса о причинно-следственной связи групп патологических признаков.

    Физиотерапия хронических заболеваний ЛОР-органов должна назначаться с учетом всех патологических изменений как непосредственно в области уха, горла или носа, так и тех органов и систем, которые явились причиной заболевания или были вовлечены в патологический процесс вторично.

    Оценка эффективности физиотерапии хронических патологических процессов и прогнозирование эффекта осуществляются не ранее чем после проведения 10-12 процедур. Следует также учесть, что после первых 3-4 процедур у некоторых больных наступает ухудшение состояния. Если такое ухудшение не сопровождается выраженными нарушениями общего состояния, физиотерапию отменять не следует.

    С целью предотвращения энергетической перегрузки больного целесообразно составление плана лечения, в котором определяется последовательность курсовых воздействий.

    При лечении хронических заболеваний в стадии обострения никогда не следует ограничиваться устранением признаков обострения. В период ремиссии больному проводится полный курс физиотерапии, направленный на повышение адаптационных возможностей систем биологического регулирования.

    Наиболее частой ошибкой при назначении физиотерапии хронических заболеваний ЛОР-органов является тенденция к обязательному непосредственному воздействию на патологический очаг. Следует учитывать, что объем эффекторного возбуждения нервных центров прежде всего зависит от состояния рецепторного аппарата (обстановочная афферентация внутренней среды). При хронических формах патологии, то есть при длительном воздействии патогенного фактора, рецепторный аппарат представляется измененным, что влечет за собой неадекватное реагирование на внешние сигналы (физиотерапевтическое воздействие). Поэтому при хронических заболеваниях в комплекс лечебных мероприятий необходимо дополнительно включать сегментарные и общие воздействия, а также воздействия на рефлексогенные зоны, доминирующая афферентация из которых может принимать ведущее значение в формировании адекватного ответа.

    Конкретный выбор физиотерапевтических воздействий проводится с учетом следующих факторов:

      общее состояние больного (функциональные возможности органов и систем, обеспечивающих компенсаторные реакции организма);

      состояние патологического очага в момент назначения физиотерапии (локализация, характер и степень выраженности клинических проявлений, предполагаемый морфологический субстрат, вызвавший нарушение функции). Характер нарастания симптоматики до назначения физиотерапии;

      исходя из полученных сведений и результатов объективного исследования, поставить задачи физиотерапии по отношению к данному больному, время включения ее в общий комплекс лечебных мероприятий;

      на основании знания физиологических механизмов действия физических факторов определить наиболее адекватный метод, специфические особенности которого соответствуют поставленным задачам на данном этапе;

      рассмотреть варианты течения болезни и возможные исходы с учетом максимального восстановления функции органа;

      по мере течения заболевания произвести коррекцию назначений, исходя из реакции больного;

    В настоящее время в клинической отоларингологии в большей или меньшей степени используются практически все известные физические факторы, которые, согласно современной классификации (А. П. Обросов, В. Г. Ясно-городский, 1976), предусматривают 10 групп искусственно получаемых и естественных физических факторов.

    Детская физиотерапия в настоящее время получила широкое распространение как с целью профилактики, так и для лечения различных заболеваний. Процедуры назначаются лечащим врачом с учетом особенностей организма ребенка, всех показаний и противопоказаний к их проведению. За один курс терапии рекомендуется использовать только определенный вид физиопроцедур, однако встречаются и случаи применения нескольких методов.

    Эффективность физиотерапевтических мероприятий высока лишь в том случае, если во время их выполнения родители и специалисты придерживаются основных правил.

    Физиолечение должно проходить с соблюдением режима дня и питания. Так, физиотерапия детям не назначается сразу же после любых видов нагрузок. Также проводить процедуры рекомендуется через 1 час после кормления.

    Применяя физиотерапевтические методы для детей, нужно помнить о том, что имеются участки на теле, которые следует беречь от воздействия:

    • Зона сердца.
    • Ростковая зона костей.
    • Паренхиматозные органы, такие как печень, селезенка.
    • Эндокринные органы (гипофиз, гипоталамус, надпочечники и щитовидная железа).

    В основном проводится только местная физиотерапия для детей. Начинать такое лечение следует с минимальной продолжительности, постепенно ее увеличивая. Время, которое занимает одна процедура у детей, значительно меньше, чем у взрослых. Связано это с тем, что у ребенка не только раньше появляется положительная динамика на фоне лечения, но и с учетом быстрой утомляемости маленького пациента. Именно поэтому желательно назначать ребенку только один вид физиотерапии.

    Если же существует необходимость в проведении двух различных аппаратных физиопроцедур, временной интервал между ними должен быть не менее 2–3 часов. Так как эффект от физиолечения у детей сохраняется еще в течение длительного времени, то последующий курс терапии следует проводить не ранее 2 месяцев. При повторном лечении того же участка тела обычно используется другой физический метод воздействия.

    Важно помнить о том, что не все методы физиотерапии, которые применяют для взрослых, одинаково подходят для детей. Так, специалисты не рекомендуют малышам назначать процедуры, которые могут вызвать у них испуг и сильное беспокойство (например, электросон, дарсонвализация по дистанционной методике, внутриносовой электрофорез). С осторожностью следует применять для лечения детей лазерное излучение, так как, кроме терапевтического действия, процедура может вызвать и появление нежелательных реакций со стороны неокрепшего организма.

    Физиолечение должно проходить строго под наблюдением лечащего врача. В случаях ухудшения самочувствия, процедуры должны быть немедленно отменены.

    Естественная физиотерапия

    К данному виду физиолечения относятся водные процедуры, терапия лечебными грязями, термотерапия, дыхательная гимнастика, различные виды массажа и воздушные, а также солнечные ванны.

    Рассмотрим каждый метод более подробно:

    • Водные процедуры. Помимо обычного обтирания, обливания и душа включают купание в лечебных водах. Они могут проводиться как в специальных медицинских учреждениях, так и на дому. Показаны данные физиопроцедуры для детей преимущественно в восстановительный период после инфекционных заболеваний. С лечебными целями используют минеральную и морскую воду. Детям в возрасте 1 месяца можно принимать солевые ванны, старше двух лет – кислородные, азотные, йодобромные и жемчужные. С 5 лет детям уже могут назначать сероводородные и радоновые ванны.
    • Пелоидотерапия (иначе грязелечение). Применяется для детей на этапе реабилитации при различных нарушениях со стороны двигательной функции. Лечебные грязи оказывают терапевтическое воздействие на ЦНС, регулируют секрецию гормонов, улучшают микроциркуляцию и иммунитет.

    • Термотерапия. Заключается в воздействии на тело ребенка сухим воздухом высокой температуры, после чего следует этап охлаждения в бассейне с водой, температура которой не выше 28 °С. В результате такой терапии нормализуется сон, улучшается общее самочувствие, уменьшается мышечное и психическое напряжение, повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
    • Кинезотерапия. Подразумевает проведение комплекса лечебных двигательных упражнений. С учетом показаний и всех противопоказаний, детям приписывают утреннюю гимнастику, прогулки на свежем воздухе, бег или различные спортивные игры.
    • Массаж. Является одним из самых доступных и часто применяемых естественных методов физиотерапии. Его можно назначать детям уже с рождения. Весомую роль указанная процедура занимает во время реабилитации малышей с неврологическими нарушениями, которые возникли на фоне родовых травм.

    Не стоит забывать о санаторно-курортном лечении, на которое может быть направлен пациент на завершающем этапе восстановительного периода.

    Климатические процедуры полезны при ряде различных заболеваний, в частности органов дыхания, мочевыделительной и нервной систем. Однако такую терапию могут проходить только дети в возрасте старше трех лет.

    Аппаратная физиотерапия

    Среди указанных процедур наибольшей популярностью пользуются:

    • Электротерапия. Чаще применяется низкочастотная импульсная терапия, поскольку она разрешена к проведению для детей с трехмесячного возраста. Процедура оказывает стимулирующее влияние на мышечные и нервные клетки, улучшает обменные процессы в организме, поэтому ее часто назначают при нарушениях со стороны костно-мышечной системы.
    • Гальванизация и электрофорез. Начинают применять по показаниям уже с одного месяца. Обычно процедура по времени не занимает более 10–15 минут.
    • Ультратонтерапия. Проводится детям с 2-летнего возраста. Она сочетает в себе высокое тепловое и слабовыраженное раздражающее действия. Длительность терапии определяют в соответствии с возрастом пациента.
    • Динамические токи. Начинают использовать только после 7 лет, так как дети более младшего возраста плохо переносят данную процедуру, также она сильно раздражает нежную кожу ребенка и может вызвать аллергические проявления.
    • Магнитотерапия. Делится на низкочастотную и высокочастотную. Первая назначается детям уже с 1 года, вторая – с 5 лет. Чаще всего метод используют при травматических повреждениях и заболеваниях суставов.
    • Фототерапия. Может назначаться с рождения ребенка, так как при правильном выполнении метод является абсолютно безопасным. Для проведения процедуры используют ультракрасный, красный и синий спектры светового излучения. УФО – это местное влияние на проблемные участки тела с помощью ультрафиолета. Широко используется в практике ЛОР-врачей, при лечении желтухи, многих кожных заболеваний и болезней со стороны органов дыхания.

    Это далеко не все физиотерапевтические методы, которые разрешено использовать у детей. Так, микроволновая терапия, проводить которую разрешено с рождения ребенка, может быть назначена для лечения тонзиллита, отбита и гайморита. УВЧ-терапию также разрешено использовать с 1 дня жизни. Она хорошо помогает в борьбе с катаральным отитом, а также применяется при острых гнойных воспалениях.

    Общие противопоказания

    Каждая физиопроцедура имеет свой список ограничений к проведению, однако существует ряд состояний, при которых запрещено проводить любое из указанных мероприятий.

    К противопоказаниям ко всем указанным методам лечения относят наличие у пациента:

    • Состояний психического или физического перенапряжения.
    • Острого или недавно перенесенного инфекционного заболевания.
    • Высокого риска кровоточивости.
    • Злокачественных образований.
    • Анемии.
    • Повреждений со стороны кожных покровов, где планируется проводить физиопроцедуры.
    • Аллергических заболеваний в период обострения.
    • Острых воспалительных заболеваний.
    • Высокой температуры тела (более 37,5 °С).
    • Низкой массы тела.

    С учетом того что для каждой физиопроцедуры имеется свой перечень противопоказаний, выбор метода и контроль его проведения должен осуществлять лечащий врач. Он подбирает терапию обязательно с учетом индивидуальных особенностей детского организма.

    Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

    Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

    Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

    Основы физиотерапии

    1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия - область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных ) физических факторов , применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации . Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

    2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

    3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

    4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

    5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты - изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. - С. 8-11.).


    3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

    6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

    7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

    ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

    (В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

    Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

    1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

    2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

    3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

    поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

    4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

    5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

    6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

    7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

    8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты - с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) - от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

    9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

    10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

    Организм детей и особенности его работы в норме и патологии будут существенно отличаться от работы взрослого организма. Стадии созревания различных из органов и систем будут во многом зависеть от возраста малыша. Именно поэтому принципы физиотерапии в педиатрии основываются на применении ряда особых принципов. Разработаны как общие рекомендации для всех методов лечения, так и отдельные своды правил для назначения и проведения для отдельных физиотерапевтических процедур. В лечении детей могут использоваться различные виды лечения – это ультрафиолетовое облучение, применение ультразвука, УВЧ- или магнито-терапия, синусоидально-модулированные токи, электросон и многие другие. Все они имеют свой перечень показаний и противопоказаний.

    Основные принципы физиолечения детей.
    Важно помнить о том, что проведение физиотерапевтического лечения у детей должно комбинироваться строго с режимом питания общим режимом дня. Важно учитывать время, которое проводится ребенком на воздухе. При назначении процедур особое внимание необходимо уделять времени его кормления. Все процедуры можно проводить не ранее, чем через час после приема пищи, а затем следующий прием пищи должен быть также не ранее получаса-45 минут после процедуры. Если у ребенка отмечаются физическое перенапряжение или умственные перегрузки, то перед началом физиотерапии ребенку в обязательном порядке нужно отдохнуть.
    В детском возрасте результаты от физиотерапевтических процедур могут сохраняться больше, и организм ребенка медленнее заново адаптируется. Именно поэтому повторный курс леченых процедур им стоит назначать реже, чем для взрослых пациентов. Если требуется использование одного и того же метода на одни и те же области, необходим перерыв как минимум в два месяца. При развитии более ранних периодов обострения заболевания необходимо предпочтение отдавать другим методам воздействия. А, исходя из того, что дети имеют склонность быстро утомляться, детям обычно назначают всего одну процедуру в день. Исключением могут служить случаи, когда этом возникает острая необходимость и необходимы более частые процедуры и воздействия. Это, к примеру, относится к болезням опорно-двигательной системы или кожных патологий. В таких случаях методы физиотерапии могут проводиться с интервалами более 2-3 часов.
    Все системы детского организма имеют высокую подвижность и лабильность, и для того, чтобы можно было предупредить формирование негативных реакций среди детей, важно начинать воздействия минимальных доз процедуры, постепенно доводя их до оптимальных. Общие нагрузки при физиотерапии у детей должны быть намного ниже, чем среди взрослых. С той целью, чтобы соблюсти подобные требования, нужно предпринимать такие шаги:
    - дозировки процедур должны быть уменьшены
    - сокращается длительность самих процедур
    - уменьшается площадь воздействия
    - увеличивается промежуток между процедурами
    - снижается количество процедур на курс лечения.
    Помимо всего прочего, для бальнеологических процедур могут применяться меньшие концентрации соли и газа, стараются отказываться от общих процедур при физиотерапии.
    В течение процесса лечения ребенка важно вести наблюдение за всеми реакциями организма детей. Об общем состоянии ребенка можно говорить, оценивая тот факт, каким будет сон и аппетит, прибавки веса и достаточный объем движения. Подобная оценка в состоянии ребенка важна, так как сами дети очень сложно могут описать свое состояние. При первых процедурах обычно необходимо присутствие врача, чтобы он мог оценивать влияние физиотерапии на здоровье ребенка.
    У детей есть особые зоны, на которые запрещено воздействовать физиотерапией. К ним относят область проекции сердца, области ростовых зон костей, места нарушения кровообращения, эндокринные и паренхиматозные органы. Все особенности в детском организме и динамика развития его органов и систем будут накладывать определенные ограничения в проведении физиотерапии. Так, у детей не назначают процедуры, если он имеет сниженные возможности адаптации, если имеется опасность распространения болезни или отмечены изменения в реактивности организма. Не показана физиотерапия при гипотрофии, повышении температуры тела и склонности к кровоточивости.

    Методы физиотерапии у детей.

    Применение УФО у детей.
    Ультрафиолетовое облучение показано детям с рождения, его активно применяют у новорожденных при борьбе с желтухой в роддоме. Показания для применения УФО – болезни пупка, пиодермии, состояние гиперкальциемии, если родничок с рождения малый или закрыт, патологии верхних дыхательных путей, бронхиты и пневмонии. Противопоказания относятся к общим противопоказаниям для всех физиопроцедур. Не назначают УФО при снижении гемоглобина у ребенка ниже 60 г\л.
    Местное применение ультрафиолетового облучения не должна превышать 4% поверхности тела за одно воздействие. До полугода это 60 см2, до года около 80см2. В возрасте от года до трех лет это примерно 150 см2, для детей 4-7 лет это 200см2, до 12 лет это 300см2. После 12 лет местное облучение можно проводить на 400см2, при этом нельзя выбирать дозу более 2 биодоз облучения.
    При проведении общего облучения максимальные дозы воздействий на весь курс лечения будет зависеть от возраста малыша, в среднем, она составляет 1.5-2 биодозы детям до двух лет, в старшем возрасте количество доз облучения увеличивается.

    Методы гальванизации и электрофореза у детей.
    Эти методы можно применять детям с месячного возраста. Плотность тока должна составлять 0,05 ма/см.кв. в среднем, процедура будет продолжаться 10-15 минут, это втрое меньше, чем для взрослых пациентов. Курс лечения для детей примерно составляет от 20 до 25 процедур, и это больше, чем для взрослых людей. Если применяются растворы адреналина или димедрола, тогда на одну процедуру будет достаточно одной разовой дозы.
    Метод гальванического воротника применяют детям от двух лет, как и методики интраназальной гальванизации и методик Вермеля.

    Применение лечебной физкультуры у детей.
    Это практически самый важный из разделов физиопроцедур среди детей, особенно важный для детей в раннем возрасте. Различные упражнения при помощи мячей, надувных снарядов игрушек под контролем специалиста принесут много пользы детям с рождения. Курс, длительность и интенсивность, набор упражнений определяется врачом, исходя из конкретных патологий.

    Применение динамических токов у детей.
    Применяют подобный метод физиотерпии у детей не ранее семи лет, так как младшие дети плохо переносят подобные процедуры. Обычно такие процедуры применимы при вазомоторном рините, допустимой силой тока будет около 8-10ма, и этим достигается эффект вибраций, но не жжения.

    Это далеко не все методики физиотерапии, применяемые у детей, мы поговорим во второй части еще о некоторых из них. Но важно знать, что физиолечение не относится к основному и не применяется, за редким исключением, в острой фазе патологии. За состоянием ребенка и эффективностью методик следит врач, который при необходимости, корректирует состояние или даже отменяет процедуры, если они плохо переносятся малышом.

    Еще статьи на тему "Уход за детьми":














    Для того чтобы благополучно развиваться, организму малыша нужно суметь приспособиться к внешнему миру. Современная медицина располагает множеством средств, укрепляющих эти механизмы, и в первую очередь речь идет о физиотерапии и закаливании.

    13 декабря 2009· Текст: Константин Григорьев · Фото: Shutterstock

    Все мы знаем, что укрепить организм малыша можно с помощью естественных, то есть природных, сил – воды, воздуха, тепла – и искусственно созданных приборами условий, то есть аппаратной физиотерапии. Какие из этих средств действительно помогают детям?

    Основные понятия

    Физиотерапия – это отдельная врачебная специальность, которая изучает благотворное влияние на наш организм разных внешних условий. Их называют факторами. Назначение и использование средств физиотерапии обычно доступно узкому кругу специалистов, и большинство врачей не рекомендует методы аппаратной физиотерапии лишь потому, что у них нет необходимых для этого знаний и разрешений. Физиопроцедуры назначает лечащий врач малыша вместе с физиотерапевтом, который уточняет, требуется ли маленькому пациенту такое лечение, нет ли у него противопоказаний, какой из методов стоит выбрать и можно ли его сочетать с другими.

    Медсестры, которые отпускают физиотерапевтические процедуры и наблюдают за реакцией ребенка в процессе, тоже должны иметь соответствующую подготовку и сертификаты, подтверждающие, что она у них есть.

    Как работает физиолечение?

    Механизм действия большинства благотворных внешних факторов основан на том, что они налаживают в организме работу систем, отвечающих за приспособление к окружающей среде, и укрепляют иммунную систему. Вот почему эти средства в основном назначают малышам, когда они начинают выздоравливать. Еще одно условие для направления на физиопроцедуры – возраст маленького пациента. Чем младше ребенок, тем выше вероятность, что действие лечебных факторов вызовет у него побочные эффекты, и тем меньше лечебные возможности разных методов. Все эти ограничения приводят к тому, что в детской практике специалисты пользуются скорее портативными, а не мощными приборами, и преимущественно импульсными, то есть имеющими более щадящий режим действия, отдавая предпочтение малым дозам, чтобы сократить небезопасный для малышей тепловой эффект. Тем более что малые дозы вполне способны стимулировать защитные силы организма, регулировать его работу и лечить.

    Какие процедуры назначают малышам?

    Уже с первых дней жизни врачи могут направить ребенка на УВЧ-терапию, ультратонотерапию, фототерапию, массаж и лечебную физкультуру.

    • С 1 месяца – на лекарственный электрофорез, инфракрасное и видимое излучение, магнитолечение, амплипульстерапию, ароматические и лекарственные ванны.
    • С 6 месяцев – на дарсонвализацию (местную), озокерит, парафин.
    • С 1 года – на лазеротерапию.
    • С 2 лет – на лечение микроволнами, местное грязелечение, иглоукалывание, подводный душ-массаж, аэроионотерапию,
    • С 4–5 лет – на электросон, индуктотермию, галотерапию.

    Успех лечения – в соблюдении правил приема процедур. С учетом биоритмов их лучше проводить в первой половине дня за 1 час до кормления или через 1 час после еды. После лечения малышу лучше отдохнуть, а если играть, то в тихие игры. Важно еще, чтобы процедуры нравились ребенку, иначе пользы от них будет немного.

    Специалисты спорят: так ли полезна малышам физиотерапия? Но их сомнения чаще связаны с техническими сложностями проведения процедур. Например, врачи некоторых клиник отказались от ингаляций – из-за боязни передачи инфекций. Ведь обеззараживать устройства для их проведения – небулайзеры – очень трудно.

    Что сказать об устройствах для физиотерпии на дому? В большинстве случаев их «лечебный эффект» явно завышен! А вот консультация врача-физиотерапевта избавит вас от ненужных трат, и среди многочисленных методик свето-, электро-, тепло-, грязе-, водолечения для малыша обязательно найдется действенный и без­опасный метод укрепления организма.

    По списку

    Электролечение. Самый распространенный метод физиотерапии – гальванизация и лекарственный электрофорез. С его помощью в организм малыша вводят нужное лекарство – посредством постоянного тока. Обычно таким способом доставляются соли металлов и микроэлементов (цинк, кальций, магний, йод, бром), препараты, снимающие спазм и расширяющие сосуды (но-шпа, дибазол, эуфиллин и др.), противовоспалительные средства и многое другое. Для маленьких пациентов физиотерапевты специально подбирают меньшую плотность тока.

    Импульсные токи. Речь идет скорее о лечении последствий болезней нервной, дыхательной и пищеварительной систем (неврозов, воспаления бронхов и легких, гастритов) с помощью переменных токов и полей. Самые популярные методики – электросон, диадинамо- и амплипульстерапия. Все они обладают свойством снимать воспаление, боль, налаживают работу рефлексов и восстанавливают нарушенную воспалением структуру ткани.

    Магнитотерапия с успехом применяется у детей, например, при ринитах, синуситах, неврозах, атопическом дерматите, дискинезиях органов пищеварения. Секрет ее лечебного действия – постоянное, переменное низкочастотное, бегущее и импульсное магнитное поле. Особенно чувствительны к влиянию магнитных полей нервная, сердечно-сосудистая и эндокринная системы.

    Светолечение. Этот метод обычно назначают часто болеющим малышам, чтобы наладить работу иммунной системы, обмен веществ. Искусственные источники света, или «облучатели», помогают создавать разные диапазоны волн лечебных лучей: инфракрасный, видимый или ультрафиолетовый. В отличие от грелок, компрессов и других источников «местного» тепла при светолечении согреваются совсем небольшие участки, например ухо или колено, реже все тело – так поступают при ультрафиолетовом облучении новорожденных и грудных детей, когда есть опасность охлаждения. Маленькие дети во время светолечебных процедур сидят на руках у мамы.

    Фототерапия помогает справиться с желтухой, которая возникает у новорожденных в первые сутки после появления на свет. Под действием световой энергии, которая исходит, например, от люминесцентной лампы синего света, опасные, токсичные формы билирубина (его избыток и вызывает желтуху) превращаются в безопасные.

    Ультрафиолетовое облучение кожи защищает малышей от рахита. А поскольку ультрафиолетовые лучи губительно действуют на опасные микробы, они помогают еще и справиться с сильными воспалениями кожи (например, пиодермией – появлением гнойничков), а еще аллергией.

    Лазеротерапия. В последнее время этот метод лечения становится все более популярным. Лазерное излучение разных оптических спектров помогает справиться с воспалениями и отеками, ускоряет заживление и восстановление тканей, стимулирует иммунную систему, снимает боль. Этот метод назначают малышам, перенесшим травмы, операции, а действие по точкам – во многих более распространенных ситуациях. Лечение лазером во многих случаях становится важным дополнением к основному курсу терапии. Действенность метода повышается, если сочетать его со световым излучением и влиянием магнитного поля (магнитно-лазерная терапия с помощью аппаратов «Милта», «Узор», «Улей» и других).

    Вода, вода!

    Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам и легче приспосабливаться к изменениям вокруг. Кроме закаливания, водные процедуры малышам назначают и для восстановления после болезней. Такой курс можно проводить дома или в специальных физиолечебницах.

    Особое значение эти процедуры имеют для самых маленьких. Например, обычные подмывания и купания – на самом деле важные элементы их закаливания.

    Обтирания. Как укрепляющую программу водные процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3–4 месяца, с влажных обтираний. Вначале, в первые 1,5–2 недели, его кожу растирают 2 раза в день сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. Освоив сухие обтирания, переходим к влажным. Для этого варежку из махровой ткани нужно смочить в воде, отжать и растереть ею тело, ножки и ручки малыша. Пока вы занимаетесь каким-то одним участком тела маленького, остальные держите под одеялом. Стартовая температура воды – 35–36 °С, через неделю – 32–33 °С, а затем каждый месяц – на 1 °С ниже. Ваш предел – 30 °С. Самое подходящее для обтираний время – утро, сразу после сна; продолжительность процедуры 2–4 минуты.

    Купания. В первые 6 месяцев после рождения малыш должен купаться каждый день, потом это можно делать реже, например, 3–4 раза в неделю. Время процедуры – 5–8 минут, ведь маленькие дети плохо удерживают тепло и очень легко переохлаждаются.

    Лечебные ванны. Возможности укрепления организма малышей и лечения с помощью полезных свойств разных видов воды растут вместе с ними. Месячным детям назначают солевые ванны, с 2 лет – кислородные, азотные, жемчужные, йодобромные, с 4–5 лет – сероводородные, радоновые. Эти процедуры помогают успешному восстановлению после инфекционных болезней (например, воспаления легких).

    Баня – хорошо известный способ защиты от болезней. Малышам банные утехи разрешены с 3 лет, но при щадящей температуре. Секрет закаливающего эффекта русской бани – в строгом соблюдении контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Вот его формула: 1:1:2. Это значит, что париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать – в 2 раза дольше. Для дошколят, которые только начинают привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. Поначалу ребенок может оставаться в парилке 3–5 минут, а через несколько посещений время можно увеличить до 5–10 минут.

    Кинезотерапия

    Это метод укрепления организма малышей и лечения разных проблем с помощью лечебной физкультуры: утренней и лечебной гимнастики, прогулок, бега, спортивно-прикладных упражнений, подвижных и спортивных игр. А для самых маленьких – малышей, появившихся на свет раньше срока, и грудничков с неврологическими проблемами – созданы специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»). Они обеспечивают им комфорт, создавая ощущение плавучести, которое напоминает время жизни до рождения. Это устройство представляет собой ванну с пористым дном, заполненную стеклянными микрошариками. Фильтрующая простыня отделяет от них тело ребенка, и малыш спокойно плавает в «сухой жидкости».

    Санаторно-курортное лечение – это один из этапов восстановительного лечения самых разных болезней и хорошо известный метод укрепления организма малышей. В условиях курорта особенно хорошо лечатся болезни бронхов и легких, почек и мочевыводящих путей, нервной системы и кожи. Секрет успеха метода – благотворные условия, созданные природой. Причем влияние одних лечебных факторов всегда зависит от уровня других, что и определяет особенность каждой курортной местности. Климатические процедуры могут быть разными: воздушные и солнечные ванны, талассотерапия, обертывания с местными лечебными грязями, купания в озерах и др. В нашей стране это направление развито хорошо благодаря созданию на ведущих курортах целой санаторной сети для детей. Правда, малышей до 3 лет в такие учреждения не принимают.

    Среди множества российских курортов есть и так называемые детские: Анапа, Кабардинка, Евпатория. И все же будет лучше, если для укрепления организма и лечения самые маленькие отправятся в заведения, которые находятся в привычной для них климатической зоне. Ведь резкая смена внешних условий требует от организма малыша немалых усилий, для того чтобы к ней приспособиться. Такая нагрузка – не лучший спутник лечения.

    Что касается зарубежных курортов, отечественные курортологи пока не готовы направлять туда малышей, ведь для начала им нужно изучить целебные возможности каждой из этих зон.