• Фонетические лексические и грамматические средства. Грамматические средства современного русского языка. общего и сравнительного языкознания

    Грамматические средства

    1. Единство видовременных форм - употребление глаголов одного вида и времени. В описании - несовершенного вида, в повествовании - совершенного, в рассуждении - оба вида.

    2. Местоименная замена - замена существительных или других частей речи местоимениями. Местоимение может быть средством связи двух предложений, а также группы предложений. Оно может даже заменять целое предложение.
    Время на войне - один из решающих факторов достижения победы. Это знали и полководцы прошлого.

    После определения синтаксической структуры происходят лексические или поисковые процессы. Выбор слов выполняется почти автоматически, поиск в нашей памяти и выбор того, который наилучшим образом соответствует понятию, которое мы хотим выразить. Как только решение будет принято, выбранное слово будет иметь конкретную лингвистическую форму. Как и в случае чтения, также в письменной форме мы можем различать два пути или маршруты для правильного написания слов. С одной стороны, лексический маршрут, орфографический или прямой, а с другой - фонологический или косвенный.

    3. Использование союзов, частиц, вводных слов.

    4. Наречия со значением времени и пространства - позволяют уточнить временную и пространственную характеристику текста.
    Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До 41 года оно было сплошным.

    5. В текстах, особенно научных, встречаются целые предложения, цель которых - связать части текста. Их называют «предложения-скрепы».

    Это набор потоков, которые мы выполняем для написания, например, слова «лапа». В этом случае студент должен выполнить две задачи. С одной стороны, он должен назначать каждой фонеме графеме и должен выполнять преобразование фонемы в графему. И, с другой стороны, вы должны разместить каждую графему на своем месте. То есть он должен соответствовать фонетической последовательности с графиком.

    Когда некоторые из этих двух потоков выходят из строя, могут возникать два типа ошибок. В первом случае, когда ученик не обеспечил конвертацию фонем-графем, часто возникают ошибки замещения и упущения. Другой тип ошибки - тот, который может произойти, потому что фонетическая последовательность не совпадает с графической, и в этом случае две наиболее характерные ошибки - это инверсии и пропуски.

    Перейдем к следующему пункту нашего плана. Об этом говорится выше.
    6. Вопросно-ответная форма - автор задает вопрос, и сам на него отвечает.

    Связь между предложениями
    Цепная - первое предложение связано со вторым, второе с третьим и т. д.
    Параллельная - все последующие предложения связаны с первым.

    Типы речи

    Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются. Так, например, повествование может включать элементы описания или описание включать элементы рассуждения.

    В этом случае мы доказываем, что одна из согласных фонем первой силлабической структуры инвертирована. Это позволяет правильно произносить слова. Чтобы правильно писать слова, необходимо будет иметь память нашей памяти в долгосрочной перспективе, что позволяет нам иметь визуальное представление этого слова. Однако для этого нужно, чтобы студент видел снова и снова письменное слово. Вот почему учащиеся, которые много читают, часто имеют меньше орфографических ошибок по сравнению с теми, кто читает меньше, поскольку число слов, представленных в их орфографическом словаре, выше.

    Повествование
    К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
    Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
    Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования - динамичность. Ведущая часть речи - глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т. д.).
    В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.

    Орфографические процессы, которые относятся к пониманию произвольных правил написания и к знанию правильного написания слов. Эти процессы, способствуя повышению эффективности чтения слов, особенно важны для написания. Когда мы знаем орфографическую форму слов или знаем графемы и их последовательность, мы должны выбрать соответствующий аллограф. Чтобы сделать это, мы должны восстановить соответствующий шаблон двигателя из долговременной памяти.

    Реализация двигательных движений - очень сложная перцепционно-моторная задача, поскольку она представляет собой серию идеально скоординированных движений, но они часто автоматизированы после того, как студент приобрел некоторый опыт в ее реализации. И третья ошибка связана с общей организацией письма; например, наклонные линии, несоразмерные поля и т.д.

    Описание
    К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
    Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
    Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод - общая оценка предмета.
    Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко - и сложные.
    Описание используется в текстах любого стиля.

    Синтетические методы - это те, которые основаны на изучении простейших элементов, имеют конечную цель, что ребенок знает и доминирует над наиболее сложными структурами. В этих методах большое значение имеет процесс декодирования знака. Авторы, которые защищают этот тип инструкций, поддерживают аргумент о том, что учебные единицы должны быть простейшими элементами, поскольку это может способствовать использованию процессоров более высокого уровня. Этот тип графофонного или сигнатурного декодирования выполняется несколькими способами.

    Рассуждение
    К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
    Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис - это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы - это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод - итог размышления.
    Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах лю- бого стиля.

    Алфавитный метод начинает процесс обучения, удостоверяясь, что школа идентифицирует и распознает буквы через свое имя. И поэтому при формировании слога необходимо устранить суставы и фонемы. Их обычно сопровождают знаковые образы или системы. Студент должен автоматически вызывать звук, равный каждой букве, чтобы двигаться вперед. В рамках этой ориентации работы Майссони и Лемэр, новизна предложений, предложенных этими авторами, относятся к жестовым и кинетическим выражениям, которые ученик должен изучать и жестикулировать всякий раз, когда он произносит звук.

    Виды изобразительно-выразительных средств
    1. ТРОПЫ (основаны на лексическом значении слова)

    Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение: Твоих задумчивых но- чей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
    Метафора - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:
    И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
    Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: Анчар, как грозный часовой, стоит один - во всей вселенной (А. С. Пушкин).
    Метонимия - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
    Синекдоха - один из видов метонимии, в основе которого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения: И слышно было до рас- света, как ликовал француз (имеется в виду вся французская ар- мия) (М. Ю. Лермонтов).
    Гипербола - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
    Литота - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А. Грибоедов).
    Олицетворение - троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
    Аллегория - троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности: медицина - змея, обвивающая чашу, хи- трость - лиса и т. д.
    Перифраз - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления: царь зверей - лев.
    Ирония - прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).

    Эти ресурсы будут поддерживать запоминание кода, поскольку он легко связан, поскольку он сильно интернализирован из-за связи с психомоторным измерением. Методологическая альтернатива, предложенная Лемейром, очень похожа, с той разницей, что жесты, которые сопровождают каждую фонему, имеют более эффективный резонанс.

    Фоновый метод предполагает, что способности графофонного декодирования должны предшествовать анализу фонем. Однако эта деятельность, направленная на стимулирование способности детей анализировать звуковую структуру языка, не является уникальной для этой методики преподавания, а изучение обучения буквенно-звуковых соответствий может быть проще, если использовать методы чтения деятельности по развитию такого рода металингвистических способностей.

    Стилистические фигуры
    (основаны на особом синтаксическом построении речи)
    Риторическое обращение - придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п.: О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов)
    Риторический вопрос - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность вы-сказывания: И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
    Анафора - повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием: Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые
    (А. Апухтин).

    В них сначала узнаются гласные, а затем согласующие губы вводятся с прямыми слоговыми гласными, словами с только изученными слогами и новыми согласными и двумя согласными слогами. Согласные должны быть соединены с гласными, не имея звука сами по себе, из которых вывести методы, которые называются слоговыми.

    Глобальные или аналитические методы

    При первоначальном изучении слога часто используются некоторые ресурсы, такие как фотолабические колоды, и введение письменных обозначений со своим значением, то есть односложными словами, чтобы повысить мотивацию к исследованию. Этот тип метода инициирует процесс чтения из лингвистических единиц со значением. Он с самого начала настаивает на значении того, что читается. Авторы, которые защищают эту ориентацию, предлагают, чтобы начальное обучение чтению не должно фокусироваться на декодировании графического звука, а на использовании фраз и смысла.

    Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

    Антитеза - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление: И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
    Оксюморон - соединение логически несовместимых понятий: живой труп, мертвые души и т. д.
    Градация - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабле- ния эмоционально-смысловой значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
    Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена (А. С. Пушкин).
    Именительный темы (именительный представления) - слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рас- суждения): Письма. Кто их любит писать?
    Парцелляция - намеренное разбивание одного простого или сложного предложения на несколько отдельных предложений с целью обратить внимание читателя на выделенный отрезок, придать ему (отрезку) дополнительный смысл: Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
    Синтаксический параллелизм - одинаковое построение двух и более предложений, строк, строф, частей текста:
    В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны плещут.
    (предложения строятся по схеме: обстоятельство места с определением, подлежащее, сказуемое)
    Тучка по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин) (предложения строятся по схеме: подлежащее, обстоятельство места, сказуемое)
    Инверсия - нарушение общепринятой грамматической после- довательности речи: Белеет парус одинокой в тумане моря голубом.
    (М. Ю. Лермонтов) (по правилам русского языка: Одинокий па- рус белеет в голубом тумане моря.)

    Следовательно, в этих методах один начинается с слов или фраз, чтобы потом ребенок мог знать и различать простейшие элементы через последовательные аналитические разложения, которые он производит для сложных структур. Вот несколько способов обучения обучению.

    Предполагается, что учащийся изучит и поймет ряд слов, которые станут основой для последующего обучения. Эти слова сопровождаются рисунками, чтобы знакомить понимание прочитанного. 1º. - Предыдущее изучение всех генерирующих слов. 2º. - Изучение каждого слова, генерирующего анализ его компонентов, и компиляцию новых слов с уже изученными элементами.

    Средства связи предложений в тексте
    I. Лексические средства
    1. Лексический повтор - повтор слова или употребление однокоренного слова. Для научных и официально-деловых текстов повтор слова - основное средство связи. Достаточно часто используется в описании.
    2. Синонимическая замена - замена слова в одном из предложений синонимом или синонимическим выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность, выразительность, - публицистический, художественный стили.
    3. Два предложения могут быть связаны родовидовыми отношениями: род как более широкое понятие, вид - как более узкое.
    В этом лесу много деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез.
    4. Использование антонимов.
    5. Употребление слов одной тематической группы.
    Карамазовых в русской жизни много, но все-таки они не направляют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда, на которую ориентируется идеал.

    Это означает, что изучение слов будет следовать следующей последовательности. 1º. - Всестороннее восприятие слова и графическое изображение того же самого. 2º. - Чтение слова. 3. Разложение слова и слогов. 4º. - Разложение генератора слов. 5º. - Перестройка генератора слов. 6º. - Комбинация слогов, которые, как известно, образуют новые слова. 7º. - Группирование слов в предложениях и предложениях.

    Узнав слово, он передается другому, первый слог которого совпадает с последним слогом. Другим вариантом будет фраза вместо слов как учебная единица. Принимая во внимание вклад Миаларета, базовая последовательность обучения обычно характеризуется следующими фазами.

    КУЛЬТУРА РЕЧИ

    «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

    Нормы ударения
    Русское ударение является нефиксированным (т. е. не закрепленным за одни каким-то слогом). Кроме того, русское ударение может иметь смыслоразличительную функцию, т. е. постановка ударения зависит от значения слова: атлас (набор карт) - атлас (материал). Также ударение в русском языке является подвижным, т. е. может перемещаться в пределах одного слова с одного слога на другой. Ударение в русском языке имеют самостоятельные слова, а служебные слова, которые примыкают к самостоятельным, чаще всего являются безударными. Хотя есть такие исключения, когда ударение перемещается с самостоятельного слова на служебное. Это чаще всего происходит при предлогах, без, за, под, по, на, над: по лесу, за горд, без толку и т. д. Два ударения (одно - основное, другое - побочное) имеют сложные и сложносокращенные слова: суперигра, землепользование.

    1º - Подготовка к глобальным приобретениям. Написание представлено как выражение значимых рисунков. Устное выражение стимулируется, чтобы ввести письменность в качестве средства коммуникации. Переход от рисования к письму облегчается путем стимулирования необходимости выражения.

    2º - начало чтения, где учитель вводит фразы, которые непосредственно выражают детей. Они обычно возникают в контексте беседы или диалога в классе, в естественном контексте. Таким образом, содержание того, что читает ученик, представляет собой концепции, которые являются частью его культуры и имеют для него значение. Предложения написаны учителем на полосах картона и отображаются в видимом месте в классе. На этом уровне преобладает экспрессивное чтение, которое опирается на слуховую и зрительную память написанной фразы.

    Ударение в именах существительных
    Трудности вызывают некоторые существительные женского рода на -ота: ломота, зевота и др. Здесь существует следующее правило расстановки ударений: если существительное образовано от имени прилагательного, то ударение падает на окончание: сле- пота (от слепой). Если же существительные образованы от глаго- ла, то ударение находится на суффиксе -от: дремота (от дремать).
    Если имя существительное имеет приставку, то ударение, как правило, падает на нее: отблеск, отсвет. Исключение: договор, приговор.
    В сложных именах существительных со второй частью -провод, как правило, ударение находится на части -вод: нефтепровод, исключение: электропровод.
    Отглагольные имена существительные часто сохраняют то же ударение, что и слова, от которых они были образованы: обеспечение (от обеспечить).
    Существительные женского рода на -ия имеют тенденцию к нахождению ударения на последнем слоге: драматургия, металлургия. В то же время следует помнить, что многие медицинские термины, которые также имеют ударение на последнем слоге (например, наркомания, флюорография и др.) не являются правильными, так как в литературном языке они имеют иное ударение: наркомания, флюорография и др.

    Похожие слова топографии. Продление предложения путем мотивации вопросов. Фразовые иллюстрации ищут слова и упорядочены. Символизация слов. Идентификация по смыслу. Завершите существующие пробелы в предложениях. Распечатайте книгу жизни с помощью желатина и пера.

    Через экспериментальные эксперименты и продвижение личного открытия ученик заканчивается пониманием означающего, то есть в атомных элементах чтения. Реализация определенного метода должна обладать характеристиками, присущими читателю. Но прежде всего мы должны учитывать психологические процессы, связанные с чтением. Важно обеспечить эффективное использование обоих способов для эффективного чтения.

    Ударение в именах прилагательных

    Трудности при выборе места ударения возникают в кратких формах имен прилагательных. Здесь существует правило, которым следует руководствоваться при расстановке ударения. Как правило, ударение в кратких формах падает на тот же слог, что и в полной: уродливый - уродлив, уродлива, уродливо, уродливы. Но есть такие прилагательные, в которых в краткой форме мужского, среднего рода и множественного числа ударение падает на основу, а в форме женского рода - на окончание: правый - прав, право, правы, но права.
    Кроме краткой формы, вызывает затруднения расстановка ударения в форме простой сравнительной степени. И здесь есть одно правило: надо поставить прилагательное в краткую форму женского рода. Если ударение в данной форме падает на окончание: больна, то в форме простой сравнительной степени ударение будет падать на суффикс -ее: больнее. Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, оно сохраня- ется и в форме простой сравнительной степени: красива - кра- сивее.

    Существует единодушие в отношении одновременного использования процессов анализа и синтеза, а также необходимость постоянной систематизации операций сегментации слов в слогах и фонемах. Этот вид деятельности, с одной стороны, будет способствовать обучению чтению, с другой стороны, будет действовать как профилактическая деятельность неудачи.

    Важно отметить, что чтение не исчерпывается расшифровкой слов, но все другие процессы способствуют пониманию письменного сообщения. Учение о чтении не завершено в первые годы обучения, и во время обязательного школьного обучения необходимо продолжать разрабатывать всесторонние аспекты.

    Ударение в глаголах
    Затруднения вызывает расстановка ударения в глаголах прошедшегося времени женского и мужского рода, а также произношение отдельных слов.
    В глаголах в форме прошедшего времени женского рода, как правило, сохраняется ударение на том же слоге, что и в форме инфинитива.
    Например: плясать - плясала, хвастать - хвастала
    В большинстве же однослоговых глаголов ударение в форме прошедшего времени может переходить на окончание.
    Например: ждать - ждала, жить - жила
    Следует запомнить следующие глаголы, имеющие фиксированное ударение в формах прошедшего времени: класть - клал, клала, клало, клали; красть - крал, крала, крало, крали; слать - слал, слала, слало, слали.
    Если глагол является возвратным, то ударение в форме прошедшего времени мужского рода, как правило, переходит на возвратный суффикс.
    Например: подняться - поднялся, начаться - начался
    Следует запомнить, что в глаголах, имеющих приставку вы-, ударение всегда будет падать на нее: вычистить - вычистил, вычистила.
    Кроме того, следует запомнить произношение таких глаголов, как звонить и включить (заключить, подключить, переключить). Во всех формах настоящего и будущего времени глагола звонить ударение падает на окончание: звоним, звонишь, а в форме прошедшего времени - на глагольный суффикс -и: звонил, звонила, звонили.
    То же касается и глагола включить, где ударение падает либо на окончание, либо на глагольный суффикс. К подобным глаголам также относятся такие, как усугубить, вручить, вдолбить и др.

    Некоторые из этих тестов мало полезны, не опираясь на четкую модель чтения. Однако они могут служить для первого приближения, а затем перейти к более точному определению механизмов, которые не работают должным образом. Основываясь на когнитивной модели, он фокусируется на процессах, связанных с пониманием письменного материала: идентификация букв, распознавание слов, синтаксические и семантические процессы. Этот тест пытается проанализировать установленное чтение, подходит для детей от 1 до 4, позволяет узнать уровень чтения и записи определенного ученика в момент процесса приобретения. Для оценки индивидуальных трудностей чтения. Проверка диктата «Поймите и поговорите».

    • Диагностика и лечение расстройств письменности.
    • Диагностика и лечение расстройств чтения.
    • Происхождение, диагностика и восстановление.
    • Процессы, оценка и вмешательство.
    Лексика - это набор лексем на языке.

    Можно выделить следующие закономерности ударения в глаголах:
    1) в глаголах на -еть ударение, как правило, падает на глагольный суффикс: богатеть;
    2) то же и в глаголах на -ить: облегчить;
    3) в глаголах на -ировать ударение может падать как на и, так и на а: форсировать, премировать.

    Ударение в причастиях
    В полных формах страдательных причастий прошедшего вре- мени ударение падает на -ённ: облегчённый, новорождённый и т. д.
    В кратких формах страдательных причастий прошедшего вре- мени ударение варьируется в зависимости от того, где оно нахо- дится в полной форме. Если ударение падает на -ённ, то в муж- ском роде оно сохраняется, а в остальных формах переходит на окончание: облегчённый - облегчён, облегчена, облегчено, об- легчены.
    Если полные причастия образовались от глаголов, имеющих ударение на суффиксе -о или -ну, с помощью суффикса -т, то уда- рение в причастии переместится на один слог вперед. Например: молоть - молотый, пригнуть - пригнутый.

    Текст
    Текст - это два и более предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически.
    Все предложения текста связаны между собой темой и идеей (по смыслу). Тема текста - это то, о чем хотел сказать автор. Как правило, тема текста нередко выносится в заголовок и формули- руется в нескольких словах.
    Идея - это то, ради чего был написан текст. Идея может быть сформулирована в нескольких предложениях. Тема и идея диктуют выбор автором стиля текста, типа речи, композиции текста, отбор языковых средств и т. д. Предложения в тексте должны быть связаны грамматически, т. е. иметь средства связи (союзы, вводные слова, синонимы и др.), а также располагаться либо последовательно (цепная связь), либо параллельно (парал- лельная связь).

    Стили речи

    В русском языке есть пять стилей речи:
    1) разговорный;
    2) художественный;
    3) публицистический;
    4) официально-деловой;
    5) научный.
    В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) - с другой.
    Стили речи служат для обслуживания какой-либо стороны человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения.

    Стили литературного языка

    Стиль речи Сфера общения Цель общения
    1. Разговорный В быту Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями
    2. Художественный Художественное творчество Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов
    3. Публицистический Агитационно-массовая деятельность, СМИ Воздействовать на мысли и чувства через призыв
    4. Официально- деловой Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой Сообщение и передача официально-деловой информации
    5. Научный Научная деятельность Передача и сообщение научной информации

    Кроме перечисленных выше признаков, стили русского языка обладают особым для каждого из них набором языковых средств, а также жанров, в которых стиль реализуется.

    Разговорный стиль
    Разговорный стиль используется людьми для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также сообщения о чем-либо.
    Долгое время существовало заблуждение, что основные языковые средства разговорного языка - это разговорные слова. Это не так. На самом деле основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, т. е. слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед, вечер и др. Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, приперся, общага), просторечия (нынче, давеча, ехай) и жаргонизмы (пацан, бабки (деньги) и т. д.).
    Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он - за ней.). Это обусловлено тем, что при разговоре всегда есть возможность переспросить, показать на предмет обсуждения. Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами. Очень редко используются сложные предложения, а если используются, то это в основном бессоюзные предложения (Прихожу домой, вижу - опять брат приводил своих друзей.). Для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в разговорной речи используются вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра экзамен. Да я же не готов!).
    Также широко используются слова с суффиксами эмоциональной оценки (например, уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька, а также усеченные формы имен существительных, особенно имен собственных: пап, мам, Миш, Вань и т. д.

    Художественный стиль
    Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель - воздействовать на читателей через созданные образы.
    Например:
    Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом.
    Что ищет он в краю далеком?
    Что кинул он в краю родном? (М. Ю. Лермонтов)
    В стихотворении М. Ю. Лермонтова создан образ одинокого паруса на голубой глади моря, через который автор и воздействует на мысли и чувства читателей.
    В художественном стиле распространены изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.). Кроме того, для создания образа в художественном стиле уместны любые языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова, эмоционально окрашенные слова и т. д.).
    Жанры художественного стиля зависят от рода: проза, лирика или драма. Это будут роман, повесть или рассказ, элегия, ода, трагедия, комедия или драма соответственно.

    Публицистический стиль
    Используется в агитационно-массовой деятельности и средствах массовой информации, его цель - воздействовать через призыв. Жанрами публицистического стиля являются: статья, очерк, выступление и др.
    Любой текст публицистического стиля имеет яркую эмоциональную окраску (нередко доходящую до пафоса), поэтому в публицистическом стиле широко используются изобразительновыразительные средства, слова с экспрессивной окраской, многозначные слова в переносном значении, фразеологизмы, торжественные, высокие слова, гражданская лексика, сочетание книжных и разговорных слов и конструкций. В синтаксическом строении текстов публицистического стиля преобладают несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, частицы, вводные слова, повторы, употребление однородных членов предложения (с градацией).

    Официально-деловой стиль
    Используется в официально-деловой среде для общения граждан с учреждениями и учреждений между собой, цель данного стиля - сообщение официально-деловой информации. Жанрами официально-делового стиля являются закон, указ, доверенность, заявление, акт, протокол и др.
    Особенность официально-делового стиля - точность, достоверность информации, ее объективность, исключающая двоякость толкования, а потому в нем неуместны изобразительно- выразительные средства, слова с экспрессивной окраской. В данном стиле употребляются нейтральные слова, а также слова в пря- мом значении, абстрактная лексика (выполнение, соблюдение), стандартизированные обороты (согласно приказу…, мы, ниже подписавшиеся…), сложные предложения с составными союза- ми, термины, слова долженствования (должен, обязан, полагает- ся, следует).
    Предложения в официально-деловом стиле всегда повествовательные, распространенные, как правило, осложненные причастными и деепричастными оборотами или однородными членами предложения. Часто тексты официально-делового стиля делятся на части, обозначаемые цифрами (статьи законов), или имеют строго ограниченное и регламентированное положение на стра- нице (шапка заявлений и других документов).

    Научный стиль
    Используется в сфере науки, его цель - сообщение научной информации. Жанры научного стиля - монография, научная статья, диссертация, диплом, доклад, реферат, рецензия, аннотация и др.
    Так же, как и официально-деловому стилю, научному стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений, следовательно, в научном стиле не приемлемы изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской, лексика в переносном значении.
    Используются в данном стиле научные термины, специальные фразеологизмы, сложные синтаксические конструкции, вводные слова, предложения с обобщающими родовыми наименованиями.

    СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

    Сложное предложение, в котором есть разные виды союзной и бессоюзной связи, называется сложным предложением с разными видами связи. Такие предложения по ведущей связи делятся на смысловые блоки. Как правило, ведущей связью бывает либо союзная сочинительная, либо бессоюзная.
    Например:
    [Архитектура - это тоже летопись мира]: [она говорит тогда], (когда уже молчат и песни, и предания) и (когда уже ничто не го- ворит о погибшем народе) (данное сложное предложение имеет бессоюзную и союзную подчинительную связи; ведущей является бессоюзная связь).
    В сложных предложениях с разными видами связи на стыке могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
    Например:
    День подходил к концу, и, когда совсем потемнело, мы опять тронулись в путь.
    Знаки препинания между подобными союзами такие же, как на стыке двух подчинительных союзов (см. выше).

    Нормы оформления чужой речи
    Чужой называется речь третьего лица, речь самого говорящего, произнесенная ранее, а также мысли автора речи. Передаваться чужая речь может несколькими способами:
    а) прямой речью;
    б) косвенной речью;
    в) диалогом.

    Прямая речь
    При прямой речи слова чужой речи воспроизводятся точно, дословно. Прямая речь состоит из двух частей: собственно прямой чужой речи и слов автора.
    В собственно прямой речи передается речь третьего лица или мысли автора. В словах автора эта речь поясняется (кому она принадлежит, при каких условиях и как она была сказана).
    По отношению к прямой речи слова автора могут стоять до нее, после нее, а также внутри прямой речи. От этого положения зависят знаки препинания.
    Если слова автора стоят до прямой речи, то после них ставится тире, прямая речь пишется в кавычках с большой буквы, в конце прямой речи ставится точка или вопросительный, восклицательный знаки. Причем точка ставится за кавычками, а вопросительный или восклицательный знак в кавычках:
    А: «П». А: «П?» А: «П!»
    Например:
    Я ответил: «Вряд ли вы сможете мне навредить».
    Девочка спросила: «Долго еще ждать поезд?» Радостные, люди закричали: «Наконец-то!»
    Если слова автора стоят после прямой речи, после нее ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак, затем тире и слова автора пишутся с маленькой буквы. При этом вопроси- тельный или восклицательный знак ставится в кавычках, а запя- тая после кавычек:
    «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
    Например:
    «Это хорошо, что ты пришел», - сказал мне брат.
    «Когда ты закончишь эту работу?» - спросил учитель.
    «Завтра уже каникулы!» - кричали дети.
    Если слова автора стоят внутри прямой речи, то после прямой речи ставятся запятая и тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если предложение прямой речи, разорванное словами автора, продолжается, то после них ставятся запятая и тире, далее прямая речь пишется с маленькой буквы. Если до слов автора одно предложение прямой речи закончилось, а после будет уже другое, то после слов автора ставятся запятая и тире и прямая речь далее пишется с заглавной буквы:
    «П, - а, - п».
    «П, - а. - П».
    Например:
    «Поезд уже ушел, - сказал начальник станции. - Следующий только через два дня».

    Косвенная речь

    Косвенная речь служит для передачи от имени автора основного содержания чужой речи. Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, в котором главное предложение соответствует словам автора в прямой речи, а придаточное - собственно прямой речи.
    Например:
    [Иван Васильевич спросил], (где находится магазин).
    Можно переделать в предложение с прямой речью:
    Иван Васильевич спросил: «Где находится магазин?»
    Или:
    Девочка рассказала маме, что она сегодня в школе получила несколько пятерок.
    Девочка сказала маме: «Я получила сегодня в школе несколько пятерок».
    Замена прямой речи косвенной имеет ряд правил.
    1. Верный выбор союза позволяет передать содержание прямой речи. Так, союз будто указывает на неуверенность, частица ли позволяет передать вопросительное предложение, а союз чтобы ис- пользуется для передачи побудительного предложения: «Приходите завтра в гости», - сказала соседям мама. - Мама сказала соседям, чтобы они завтра приходили в гости; Он спросил: «Скоро мы прича- лим к берегу?» - Он спросил, скоро ли мы причалим к берегу.
    2. Личные и притяжательные местоимения следует изменить на местоимения третьего лица. То же следует проделать и с глаголами: «Куда же нам теперь идти?» - спросил я. - Он спросил, куда же им теперь идти.
    3. Эмоциональная окраска прямой речи в косвенной, как правило, передается пояснительным описательным оборотом: «Проходите, пожалуйста, в зал», - вежливо говорят дежурные посетителям. - Дежурные вежливо предлагают посетителям пройти в зал.

    Диалог
    Разговор двух и более лиц называется диалогом. Слова отдельного участника диалога являются репликой. Каждая новая реплика отдельного лица пишется с новой строки начиная с тире. Реплика может состоять из одного, двух и более предложений. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать, если без авторского пояснения понятно, кому принадлежит реплика.
    Например:
    Девушка вошла в комнату.
    - Здравствуйте.
    - Здравствуйте, - ответили ей.

    Знаки препинания при цитатах
    Цитаты - это дословные выдержки из сочинений кого-либо или слова кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения собственных мыслей. Цитаты могут быть как целыми отрывками или предложениями из текста, так и отдельными словами.
    Оформлять цитаты можно разными способами.

    1. Как прямую речь:
    В. Г. Белинский писал: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни».

    2. Как косвенную речь:
    В. Г. Белинский писал, что «Онегина» можно назвать энцикло- педией русской жизни.
    3. Введением небольших цитат в собственную авторскую речь: Великий критик В. Г. Белинский утверждает, что в «Герое на- шего времени» автор «поставил вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнулись все».
    Каким бы образом ни вводились цитаты, всегда следует указы- вать на источник их заимствования.

    Синтаксический разбор простого предложения
    1. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое).
    2. Группа подлежащего (второстепенные члены предложения, зависящие от подлежащего).
    3. Группа сказуемого (второстепенные члены предложения, за- висящие от сказуемого).
    4. Группа второстепенных членов предложения (второстепен- ные члены предложения, зависящие от второстепенных членов предложения).




    3. По количеству грамматических основ (простое).
    4. По наличию главных членов предложения (двусоставное, односоставное).
    5. По наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное).
    6. По наличию осложнений (осложнено, не осложнено).

    Синтаксический разбор сложного предложения
    1. Грамматические основы.
    2. Средство связи (сочинительный союз, подчинительный союз, без союзов, комбинированное).
    3. Если сложноподчиненное предложение - главное и придаточное предложения. Если с разными видами связи - ведущая связь.

    Характеристика простого предложения
    1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
    2. По эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.
    3. По количеству грамматических основ (сложное), из скольки простых состоит.
    4. Союзное, бессоюзное: если союзное - вид. Если с разными видами связи - ведущая связь.
    5. Далее дается характеристика каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА . Основной класс грамматических средств - части речи. Помимо этого существуют морфемные средства (словообразовательные и словоизменительные морфемы) и синтаксические средства (словосочетание и предложение).

    Части речи.

    В русском языке десять частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, междометия.

    Существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие - это знаменательные части речи; слова, принадлежащие к этим грамматическим классам, имеют собственное лексическое значение, обладают особыми грамматическими категориями и в предложении играют роль главных или второстепенных членов. По синтаксическим функциям к знаменательным частям речи относится и местоимение, однако оно не имеет собственного лексического значения, а его грамматические категории повторяют, в зависимости от разряда местоимения, грамматические категории существительного, прилагательного, наречия или числительного.

    Предлоги, союзы, частицы - служебные части речи; они указывают на отношения между словами или между предложениями, а также придают высказываниям различные смысловые и модальные оттенки. Междометие не принадлежит ни к знаменательным, ни к служебным частям речи.

    Имя существительное

    Часть речи, которая включает слова, называющие предмет или живое существо: сосна , учитель , тигр .

    Имя прилагательное

    Часть речи, которая содержит слова, обозначающие признаки предмета или живого существа: высокая сосна , новый учитель , молодой тигр .

    Числительные

    обозначают количество предметов (один , пятнадцать , сто двадцать семь ) или их порядковый номер (первый вагон , пятнадцатое сентября , сто двадцать седьмая страница ).

    Местоимения

    Это слова, не имеющие собственного лексического значения: они не называют предметы, свойства, действия, а указывают на них. Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий: В комнату вошла женщина . Она несла в руках чайник ; Плотники построили новый дом . В этом доме решено разместить детский сад ; Пятеро вышли из леса . На всех были маскировочные халаты ; Я приеду вечером , тогда и поговорим .

    Глагол

    - часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

    Причастие и деепричастие.

    Помимо многообразных форм, выражающих различные специфически глагольные грамматические значения, глагол имеет такие формы, которые сближают его с другими частями речи. Это причастие, которое, сохраняя присущее глаголу значение действия и состояния и грамматические категории залога, времени и вида, изменяется по родам, числам и падежам и тем самым сближается с прилагательным (читающий мальчик , читающая девочка , читающее устройство ), - и деепричастие, которое, также сохраняя основные свойства глагола, по формальным признакам и синтаксической роли в предложении сближается с другой частью речи - наречием: так же, как наречие, деепричастие не имеет словоизменительных форм, а в предложении выступает в роли обстоятельства (ср. : Дожди льют беспрестанно . - Дожди льют , не переставая ).

    Наречия

    Это неизменяемые слова, которые обозначают характер действия или состояния, качество или признак предмета. В предложении наречия примыкают к глаголу, прилагательному, существительному или к другому наречию и являются либо обстоятельствами, либо несогласованными определениями: быстро мчаться , повернуть направо , тяжело больной , яйца всмятку , мучительно долго .

    По значению различают несколько разрядов наречий: 1) наречия места: справа , внизу , наверх , отовсюду ;

    2) наречия времени: всегда , никогда , вчера , сейчас ;

    3) наречия образа действия: сильно , весело , вслепую , досуха ;

    4) наречия степени действия: очень (устал ), наполовину (седой ), совершенно (здоров ), чуть -чуть (сдвинуть );

    5) наречия причины: сгоряча , сдуру ; 6) наречия цели: назло , нарочно , намеренно .

    Особую группу составляют т.н. предикативные наречия; они обозначают состояние человека или природы, возможность/невозможность или необходимость действия и исполняют роль сказуемого в безличных предложениях: Было уже светло ; Жаль было расставаться ; Можно войти ? Пора вставать и т. п.

    Подобно словам других частей речи, наречия различаются по стилистической окраске и условиям употребления. Многие из них стилистически нейтральны и могут использоваться без каких-либо ограничений; таковы, например, местоименные наречия где , куда , туда , откуда , здесь , там , как , так , когда , тогда , значительная часть наречий места, времени, образа действия и др. : наверху , давно , издали , утром . неожиданно , хорошо , совсем и т.п.

    Некоторые наречия имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжно-письменной речи: весьма , исключительно (ср. стилистически нейтральное очень ), незамедлительно (ср. быстро ), тщетно (ср. напрасно , разговорное зря ), поистине , непременно , чрезмерно и под. Другие, напротив, обладают сниженной стилистической окраской и характерны главным образом для разговорной речи: сперва , зверски , впотьмах , сдуру , сослепу и под.

    Предлоги

    Это служебные слова, которые, сочетаясь с существительными или местоимениями, обозначают различные отношения между предметами или отношение предметов к действиям, состояниям, признакам: за шкафом , передо мной , из лесу , через минуту , для облегчения , во сне , от усталости .

    Бóльшая часть предлогов закреплена за определенными падежами: без , для , до , из , от , у употребляются с родительным падежом, к - с дательным, про , через , сквозь - с винительным, над , перед - с творительным, при - с предложным. Некоторые предлоги могут употребляться с разными падежами существительных: в , на , о - с винительным и с предложным (пошли в лес - были в лесу , сдвинуть на край - сидеть на краю , удариться о камень - говорить о камне ), за , под - с винительным и с творительным (закатиться за (под) шкаф -лежать за (под) шкафом) , по - с дательным, винительным и предложным (провести по горлу - дел по горло - встретиться по окончании сеанса ), с - с родительным, винительным и творительным (слезть с печи - высотой с печь - дом с печью ).