• Что такое публицистический стиль. Публицистический стиль речи

    Речи нашел широкое применение в разных сферах человеческой жизни. В частности, его используют в журналах, на телевидении, в газетах, на радио, в партийной деятельности, в публичных выступлениях. Среди сфер его применения следует отметить и документальное кино, и политическую литературу, рассчитанную на массового читателя.

    Публицистический стиль - это функциональный вид литературного языка. Данное понятие имеет тесную связь с понятием «публицистика», которое, в свою очередь, ввиду особенностей содержания произведений, относящихся к ней, считается понятием больше литературным, нежели лингвистическим.

    Особенность этого стиля заключается в широте лексического охвата литературного языка. Публицист способен применять технические и научные термины, при этом он может выйти за рамки языка литературного и начать использовать простую (в некоторых случаях и жаргонные элементы), чего, однако желательно избегать.

    Следует отметить, что публицистический стиль речи относится далеко не ко всем текстам, которые размещены в СМИ. Так, например, представленные в газетах указы, законы, постановления являются публикациями официально-деловыми. Представленные научными работниками статьи по темам являются научными публикациями. Часто по радио можно услышать чтение романов, рассказов, повестей. Данные произведения являются художественными.

    Публицистический стиль речи может касаться любой темы, которая проникла в центр внимания общественности. Разумеется, данное обстоятельство заставляет присоединять к речи специальные лексические элементы, требующие пояснений, а в некоторых случаях, и достаточно развернутых комментариев.

    Вместе с этим, определенные темы находятся во внимании общественности постоянно. Таким образом, относящаяся к ним лексика приобретает окраску публицистического стиля, и состав словаря пополняется сформированным кругом характерных для него лексических единиц. Среди тем, освещаемых постоянно, следует выделить политику, информацию о выборах, деятельности парламента и правительства, заявлениях государственных деятелей и прочие. Немаловажное значение имеет и экономическая тематика.

    Выраженные морфологические черты публицистического стиля выражаются в особых способах употребления грамматических форм.

    Так, например, часто в значении множественного числа применяется единственное число: «Выносливость и понятливость в русском человеке присутствовала всегда…»

    Характерно также применение существительных во множественном числе, не имеющих его. Например: власти, риски, бюджеты, стратегии, мафии, поиски, свободы и прочие.

    В целях привлечения внимания в публицистике используются повелительные Например: «Давайте подумаем…», «Посмотрите…», «Обратите внимание…» и прочие.

    Для того чтобы подчеркнуть значимость того или другого события, применяется настоящая форма глагола. Например: «Завтра открывается ярмарка».

    Характерным для стиля является и использование таких как: на базе, в интересах, по причине, в свете, на пути, с учетом, в ходе и прочих.

    Весьма типичным является и инверсионный порядок слов. Это позволяет во многих случаях в предложении поставить тему на первое место.

    Для усиления эмоционального воздействия, подкрепления выражаемой мысли часто задаются вопросы риторические. Например: «Чем же эти люди хуже других?»

    Жанры публицистического стиля речи обычно разделяют на три группы: беседа, обзор, рецензия и прочие), информационную (репортаж, заметка, отчет, интервью) и художественно-публицистическую (очерк, эссе, фельетон).

    Публицистический стиль

    Публицистический стиль называют еще газетно-публицистическим , потому что публицистические произведения печатаются в первую очередь в газетах и журналах, адресованных массовому читателю. Кроме того, этот стиль представлен в журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях (в последнем случае – в устной форме). Публицистика получила название "летописи современности", поскольку она освещает самые важные проблемы общества: политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические. Ее занимают вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д. Словом, тематика публицистики, как и ее жанровое разнообразие, ничем не ограничены. Живая история нашего времени отражается в разных жанрах: информационных (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор), художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет).

    В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка – информационная и воздействующая . Журналист – не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важные стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность, эмоциональность. Вопросы, которые поднимают журналисты, волнуют миллионы людей (экономическая политика государства, этнические конфликты, права человека и др.). Писать о них книжным, сухим языком невозможно, так как "функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности" .

    Информационная функция публицистического стиля обусловливает другие его стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованности. В условиях срочной подготовки газетных публикаций по следам событий, интерес к которым особенно обострен, журналисты используют хорошо известные им публицистические приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это определяет стандартизацию языка газеты, а как отмечают ученые, именно стандартизованное™ речи обеспечивает быстроту в подготовке информации . Обращение к языковым стандартам не только экономит усилия репортера, помогая ему оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям усвоение новой информации: пробегая глазами публикацию, можно легко уловить ее главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях. Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта – важнейшая черта публицистического стиля.

    Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главным критерием отбора языковых средств является общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику; усложненные синтаксические конструкции; отвлеченную образность. В то же время публицистический стиль – это не замкнутая, а открытая система языковых средств, что позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и в зависимости от содержания публикации употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изображения событий и их героев.

    Большое значение в публицистических произведениях имеет авторский стил ь – свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица; для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

    В то же время в каждом конкретном произведении журналист создает образ автора, через который выражает свое отношение к действительности. Как композиционно-речевая категория образ автора может изменять свои черты применительно к жанру. Так, в обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя коллективный образ рассказчика; в очерке образ автора обретает индивидуальные черты; в фельетоне, памфлете предстает как условный ироничный, непримиримый, критически настроенный повествователь. Но независимо от жанра авторская позиция совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый им материал.

    Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Широко представлена общеупотребительная, нейтральная книжная и разговорная лексика и фразеология. Выбор словесного материала определяется темой. Скажем, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение слова конвенция, приватизация, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес, демократия, популизм, политиканство и пр. При решении вопросов повседневной жизни используются другие слова: пенсия, зарплата, инфляция, потребительская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.п.

    На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства. Здесь можно встретить не только разговорно-просторечные (прихватизация, тусовка, крутой, махануть, дойная корова, загребущие руки, Дядя Сэм ), но и книжные слова и выражения (держава, Отчизна, восторжествовать, миссия, свершить, низводить, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др.). Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус экстремизма, раунд переговоров, политический фарс, предвыборный марафон, пародия на демократию, финишная прямая и т.п.), что, прочем, не исключает их употребления в точном значении в соответствующем контексте.

    Публицистический стиль открыт для использования интернациональной политической лексики, расширение круга которой особенно характерно для последнего времени (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, презентация и др.). Пополняется и словарь научной терминологии, быстро выходящей за рамки узкоспециального употребления (Интернет, принтер, виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и др.). Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в стране и мире (финансовое оздоровление, альтернативные выборы, экономическое пространство, двойные стандарты, баланс интересов, многополярный мир, политика диалога, гражданское общество и т.д.). Закрепляются необычные сочетания, в которых оценочные имена прилагательные характеризуют социальные и политические процессы (бархатная, оранжевая революция, гибридная война, хрупкое перемирие, партия зеленых ).

    Для публицистического стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности. Если, например, в фельетоне возможно употребление просторечия, смешение стилей для достижения комического звучания, то в информационных жанрах такая пестрота языковых средств не оправдана.

    Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише . К ним, в частности, относятся выражения, получившие устойчивый характер: незащищенные слои населения, работники бюджетной сферы, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви власти, информированные источники; словосочетания типа служба быта (занятости, питания, здоровья, отдыха и т.д.). Эти речевые единицы широко употребляются журналистами.

    От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, следует отличать речевые штампы – шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску: на данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнул со всей остротой и т.п. Как правило, они ничего не вносят в содержание высказывания, а лишь засоряют предложения. Например, в следующих газетных текстах исключение выделенных выражений ничего не изменит в смысле информации:

    В данный отрезок времени трудное положение сложилось с ликвидацией задолженности предприятиями-поставщиками; В настоящее время взята под контроль выплата заработной платы горнякам; На данном этапе икромёт у карася проходит нормально...

    Словообразование в публицистическом стиле отличается большей но сравнению с другими стилями активностью словопроизводства посредством суффиксов иноязычного происхождения. Например, для отражения новых социально значимых процессов действительности здесь используются имена существительные на -изация со значением "наделение теми или иными свойствами того, что обозначает базовая основа": американизация, компьютеризация, автономизации, регионализация и др. В начале XXI в. продуктивными в публицистическом стиле остаются номинации, образованные посредством иноязычных суффиксов -изм, -инг : попул-изм, инфантил-изм, экстрем-изм, шовин-изм, бриф-инг, лиз-инг, рейт-инг, сёрфинг, инжинир-инг и др.

    Что касается употребления префиксальных (либо префиксоидных) производных, то в современной публицистике актуальными являются словообразовательные модели с приставками и префиксоидами анти-, квази-, контр-, лже-, меж-, недо-, псевдо-, например: антиконституционный, антирыночный, антисоциальный, квазиавторитет, квазиспециалист, контрмарш, контрконцепция, лжепредприниматель, лжеакадемизм, межнациональный, межфракционный, недоиспользование, недорынок, недовершенность, псевдодемократия, псевдопарламентаризм, псевдопатриотизм, псевдоцентрист.

    В качестве производящих основ в публицистике часто используются имена лиц (например, политических деятелей, бизнесменов): ельцинизм, ельцинский, путинский, пропутинский, зюгановец, жириновец, жириновство, чубайсовский античубайсовский и др.

    Морфологический строй публицистической речи также имеет свою специфику. Отдавая предпочтение книжным вариантам словоизменения, журналисты нередко используют и разговорные окончания, добиваясь непринужденного, доверительного звучания речи. Особенно это характерно для художественно-публицистических жанров, где разговорные окончания (в цеху, трактора ) могут способствовать индивидуализации речи героев очерков.

    В аналитических жанрах обращает на себя внимание частое употребление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Имена существительные в единственном числе здесь обычно получают собирательное значение (читатель, студент, пенсионер, избиратель ). Редко используются личные местоимения я, мои; вместо них употребляются мы, наш в обобщенном значении. Для глагола показательно предпочтение форм настоящего времени (Боевики проходят обучение за границей", Похищают даже грудных детей ). В художественно-публицистических жанрах, напротив, увеличивается употребление наиболее конкретных по значению языковых единиц, в том числе местоимений и глаголов в форме 1-го лица единственного числа (Я спросил; Мой собеседник отвечает сразу, Никогда не забуду эти глаза ). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видовременных форм и значений.

    Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, простотой и ясностью конструкций. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсия), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные (Весна; Провинция; Бездорожье; Спешу поздравить; Нам сообщают; Простишь, когда поймешь; В заметке говорится ).

    Важную стилеобразующую функцию выполняют необычные по синтаксическому оформлению заголовки и зачины текстов, получающие также и рекламную функцию: от них во многом зависит, прочтет ли читатель публикацию или не обратит на нее внимания. В заголовках и зачинах активизируется новизна выражения. В частности, в них используются те разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не употребительны в других стилях, ср.: Изыскать резервы !; Студент; какой он!; За какую парту садится ученик!; Учить дисциплине ! (заголовки); Кавказ ! Кто, заслышав это слово, не пытался представить...?; Можно ли планировать прошлое!., (зачины).

    Как видим, своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.

    • Солганик Г. Я. Русский язык: 10–11 классы. М., 1996. С. 218.
    • Подробнее см.: Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
    • См.: Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995 гг.). М., 1996. С. 90–142.

    Публицистический стиль

    (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) – один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) – газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. с. употребляются приведенные в заголовке наименования: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. с. двух подстилей – газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. с. – периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.

    Тематический диапазон П. с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют "летописью современности"), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.

    Главные задачи П. с. – сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий. П. с. реализует две функции языка – воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. с. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики – прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. с., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.

    Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров ), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, .

    Таким образом, организацию языковых средств П. с. определяют его главные функции – информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию. Материалом для формирования газетно-публиц. лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. лексики из специальной – переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль ).

    Социальная оценочность – одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П. с. Так, для периода 70–80-х гг. ХХ в. было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой – злодеяния, клика, клеймить ). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен, ВПК ) или нейтрализуются (элита ). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.

    Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публиц. речи определяется во многом характером публиц. субъекта – автора. В отличие от худож. литературы автор публиц. текста – конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. речи. Другая сторона личности автора публиц. текста – человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. произведения (человек частный – человек социальный) определяет широкий спектр публиц. произведений – от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных. Последнее особенно характерно для современной газеты; автор же советской газеты до середины 80-х гг. выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.

    Таким образом, структура понятия "автор" определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское "я" в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское "я" стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное "мы". Изменились и взаимоотношения автора и читателей: речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).

    С точки зрения структуры, публиц. речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. речи.

    Естественная форма бытования П. с. – письменная. Но он реализуется и в устной форме – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.

    П. с. занимает ведущее место в стилистической структуре рус. литер. языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит. язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).

    Лит. : Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971; Его же: Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. – М., 1994; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. – Л., 1975; Светана С.В. Телевизионная речь. – М., 1976; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1978; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. – М., 2000; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л., 1981; Ее же: Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. – Л., 1989; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. – М., 1981; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. – Екатеринбург, 1987; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. – М., 1987; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. – Сегед, 1990; Аргументация в публицистическом тексте. – Свердловск, 1992; Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. – Вестник Моск. ун-та. Сер. IХ. Филология. – 1992. – №1; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. – М., 1992; Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1992; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 3-е изд. – М., 1993; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, "Stylistyka-II". – Opole, 1993; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. – Екатеринбург, 1993; Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980–1990-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук, 1994; Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. – Opole, 1997; Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, "Stylistyka-VII". – Opole, 1998.

    Г.Я. Солганик


    Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

    Смотреть что такое "Публицистический стиль" в других словарях:

      Публицистический стиль - Основная статья: Функциональные стили речи Публицистический стиль функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Публицистический стиль служит для воздействия на… … Википедия

      ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (от лат. publicus – общественный) СТИЛЬ. См. функциональные стили …

      публицистический стиль Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

      публицистический стиль - см. стиль языка + публицистика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

      публицистический стиль - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации. См. также публицистика … Словарь литературоведческих терминов

      СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. См. публицистический стиль … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      стиль - [манера] сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? стиля, чему? стилю, (вижу) что? стиль, чем? стилем, о чём? о стиле; мн. что? стили, (нет) чего? стилей, чему? стилям, (вижу) что? стили, чем? стилями, о чём? о стилях 1. Стилем называют… … Толковый словарь Дмитриева

      стиль речи - ▲ стиль излагать стиль речи характер изложения. разговорный стиль. книжный стиль. художественный стиль. публицистический стиль. научный стиль. наукообразный. официально деловой стиль. канцелярский стиль [язык]. протокольный стиль. протоколизм.… … Идеографический словарь русского языка

      СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ - СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ, объединенная определённым функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно речевая… … Литературный энциклопедический словарь

    Книги

    • Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках , А. Д. Швейцер. В предлагаемой читателю книге известного отечественного лингвиста А. Д. Швейцера определяется предмет контрастивной стилистики, намечаются принципы контрастивно-стилистического анализа,…

    Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т.п.

    Зарождение публицистического стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве И.А. Крылова, Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина и др. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, и немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

    Основные стилевые черты публицистического стиля:

    – лаконичность изложения при информативной насыщенности;

    – доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

    – эмоциональность, обобщенность, непринужденность высказывания.

    Характерные особенности публицистического стиля:

    – общественно-политическая лексика и фразеология;

    – использование речевых штампов, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера );

    – употребление коротких предложений – рубленая проза;

    – эллиптические предложения (безглагольные фразы) – (приватизационный чек каждому; банки не только для банкиров );

    – совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;

    – использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и др.).

    Широкое распространение получилагазетно-журнальная разновидность публицистического стиля.

    Литературно-художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т.п.

    Основные стилевые черты литературно-художественного стиля:

    – образность, эмоциональность;

    – единство коммуникативной и эстетической функций.

    Характерные особенности литературно-художественного стиля:

    – широкое использование лексики и фразеологии других стилей; использование изобразительно-выразительных средств;

    – проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль).

    Разговорный стиль

    Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения.

    Основные стилевые черты разговорной стиля:

    – экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;

    – эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

    Характерные особенности разговорного стиля:

    – широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;

    – использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи и т.п.);

    – диалоговая форма высказывания, реже монолог;

    – включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений;

    – преобладание простых предложений над сложными;

    – использование вставных и присоединительных конструкций;

    – лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов).

    Ошибки, связанные с нарушением стилистических норм

    Ι. Неоправданное использование книжных слов

    В письменной речи

    Часто слова, необходимые в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Это является одной из причин стилистических ошибок.

    В публицистическом стиле нередко возникают стилистические ошибки из-за немотивированного использования высокой книжной лексики. Обращение к ней не оправдано в таких, например, предложениях: «Коллектив магазина, как все прогрессивное человечество, встал на трудовую вахту в честь ознаменования великого праздника ».

    В научном стиле ошибки возникают из-за неумения автора профессионально и грамотно использовать термины. (Например: «Движения водителя должны быть ограничены привязным ремнем». Надо: ремнем безопасности. )

    Увлечение терминами и книжной лексикой в текстах, не относящихся к научному стилю, может стать причиной псевдонаучности изложения. (Например: «Встречаются певцы, которые исполняют исконно русские песни с элементами подражательства иностранной манере звукоизвлечения ».)

    ΙΙ. Неоправданное использование в письменной речи разговорных

    И просторечных слов

    Причиной ошибок может стать неуместное употребление разговорных и просторечных слов. Их использование недопустимо в официально-деловом стиле. (Например: «Осуществлять действенный контроль за рачительным расходованием кормов на ферме ». Правка: «Необходимо строго контролировать расходование кормов на ферме ».)

    Использование просторечной лексики приводит к нарушению стилистических норм публицистического стиля. (Например: «Ниже своих возможностей сработали строительные организации». Или: «Уборку ячменя завалили ».)

    Просторечные слова в этих случаях придают предложениям фамильярный, грубый оттенок.

    Стилистические ошибки возникают при смешении разностилевой лексики. Совершенно неприемлемо сочетание книжных и разговорных слов. (Например: «Руководство управления сразу же уцепилось за ценное предложение ». Или: «Чтобы вооружиться неопровержимыми фактами, прихватили с собой фотокорреспондента ».)

    ΙΙΙ. Употребление историзмов и архаизмов

    Язык постоянно развивается. В нем функционирует активный и пассивный запас лексики одновременно. К пассивному относятся устаревшие слова, которые понятны говорящим. Такие слова приводятся в толковых словарях с пометой «устар.».

    Историзмы – слова, представляющие названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. (Например: кольчуга, гусар .)

    Архаизмы – названия существующих предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами. (Ср. комедиант актер, злато золото, вседневно всегда .)

    Употребление устаревших слов без учета их экспрессивной окраски становится причиной грубых стилистических ошибок. (Например: «Новоселы привечали строителей как самых дорогих гостей ».)

    ΙΥ. Употребление неологизмов

    Каждая эпоха обогащает язык новыми словами. Освоение языком новых слов происходит по-разному: одни из них быстро получают широкое распространение, другие – нет.

    Неологизмы – слова, принадлежащие к пассивной лексике, но сохраняющие оттенок новизны.

    Советизмы – новые слова, пришедшие в язык в советскую эпоху.

    Использование неологизмов в речи вызывает большие трудности. Обращение к ним всегда должно быть стилистически мотивированно. Неудачными считаются неологизмы, в которых нарушены требования благозвучия речи. (Например: халтураж, жонгляж .)

    Звуковая форма неологизма совершенно не приемлема, если она вызывает нежелательные ассоциации из-за сходства с уже известными словами. Неожиданный комический эффект придают речи предложения типа:

    «Важной задачей является значительное облесение пейзажа » (ср. облысение ).

    Сравним варианты стилистической правки текста, в котором употребление неологизмов не оправдано:

    Υ. Фразеологизмы. Стилистические ошибки,

    Речь — неотъемлемая составляющая жизни человека. Речи свойственно деление на функциональные стили, каждый из которых характеризуется своими особенностями в таких параметрах, как: цель высказывания, жанры выражения, а также языковые средства. Данная статья посвящена публицистическому стилю речи.

    Определение этого стиля речи основывается на области и цели его применения. Так, публицистический стиль речи является официальным стилем средств массовой информации и устных выступлений, главная идея которых заключается в донесении важной общественно-политической информации, а также побуждении слушателя к активным действиям.

    Характеристика стиля


    Функциональные стили речи выделяются исходя из того, какой арсенал языковых средств они употребляют и для какой цели служат. В современной справочной литературе принято выделять, по крайней мере, 5 стилей: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический.

    Основная сфера применения публицистического стиля — все виды средств массовой информации, к которым относятся печатные информационные издания, телевидение, радио, Интернет-издания информационного характера и прочее. Выступления различных ораторов на те же социальные, политические и другие значимые темы также относятся к сфере употребления этого стиля речи.

    Тип информации, передаваемой при помощи применения публицистического стиля речи, может варьировать от нейтральных новостей о социальной, спортивной или культурной жизни до острых общественно-политических заметок. Такие особенности публицистического стиля речи говорят о его внедрении во все сферы жизни человека.

    Публицистический стиль речи — язык СМИ, однако он действует также и в литературе. Публицистические произведения наиболее полно и правдиво передают информацию о тех или иных эпохах, событиях или личностях. Публицистика в литературе во многом строится на рассуждениях автора, в то время как медийная публицистика опирается на факты в передаче определенной информации.

    Публицистический стиль реализуется в таких жанрах, как: репортаж, заметка, интервью, отчет, статья, обзор, рецензия, очерк, памфлет, фельетон и т.д.

    Функции публицистического стиля


    В речи план деления на функциональные стили строится, в первую очередь, по тому, какие языковые функции выполняет каждый из них. Так, в данном случае выделяются две цели публицистического стиля речи.

    • Цель передачи информации. Такая цель публицистического стиля речи направлена, в первую очередь, на сообщение аудитории слушателей или читателей определенной информации, которая отличается фактической точностью и актуальностью.
    • Цель эмоционального воздействия. При помощи распространения информации в СМИ или через выступления ораторов часто происходит эмоциональное побуждение к тем или иным действиям. Это может быть призыв населения города к выходу на общегородской субботник, призыв к сплочению или обычная просьба телеведущего «не переключаться во время рекламы».

    Обычно передаваемая информация содержит в себе не только факты о каких-то событиях, но и призыв к определенным действиям. Так, например, разного рода дебаты и обсуждения не только сообщают зрителю информацию об обсуждаемом предмете, но и практически побуждают его к активной мыслительной деятельности с целью сформировать свою позицию относительно поставленного вопроса.

    То, где используется публицистический стиль, обычно говорит о цели сообщения информации. Если речь идет о научно публицистическом докладе, то, вероятнее всего, преследуется информативная цель публицистического стиля. Если же дело касается руководства завода, выступающего перед работниками с мотивационной речью, — основной целью применения такого вида речи является пробуждение в слушателе определенных эмоций.

    Независимо от того, где используется публицистический стиль, он сохраняет свойственные ему языковые средства. Языковые особенности публицистического стиля речи делятся на лексические, морфологические и синтаксические особенности.

    Лексические особенности


    Как правило, публицистический язык пользуется лексикой, характерной таким тематикам, как медицина, спорт, культура, экономика, общественно-политическая жизнь и другие темы, затрагивающие интересы аудитории.

    Публицистическому стилю свойственна ориентация и настройка на зрителя или слушателя, поэтому лексическая составляющая сообщения будет зависеть от того, кому оно адресовано.

    Так, новость на федеральном канале, работающем для широкого круга зрителей, подается в более формальной и сухой форме, в то время как новостные выпуски на молодежных каналах развлекательного характера не только строятся на неформальном общении, но и допускают употребление жаргонизмов и нецензурной лексики в отдельных случаях.

    Кроме того, в публицистике употребляется ряд устойчивых выражений, сложившихся в недавнее время и сохраняющих свою актуальность, а также громких и метких афоризмов («удар в спину», «беспрецедентная акция»).

    Нередко в публицистике прослеживается тенденция к выражению субъективного оценочного суждения через характерную лексику («развитие», «расцвет», «оздоровление» — примеры выражения одобрения; «возмездие», «дискриминация», «упадок» — примеры выражения отрицательного отношения к происходящему).

    Характеристика публицистического стиля со стороны его лексических особенностей не будет полной без упоминания об эмоционально-окрашенных языковых средствах. Язык публицистики должен быть в меру ярким, но при этом привлекающим достаточное внимание. Сохранение этого баланса возможно при помощи заимствования у художественного стиля таких средств выразительности, как эпитеты, метафоры, метонимии, риторические вопросы, ирония, фразеологические обороты, каламбуры, пословицы и многое другое.

    Морфологические особенности


    Нельзя сказать, что язык публицистики обладает некоторой монополией на определенные морфологические особенности, однако существуют так называемые «морфологические приметы», применяемые в публицистике в разы чаще, чем в остальных стилях. К таким «приметам» можно отнести следующие моменты.

    • Язык публицистического стиля богат дополнениями в родительном падеже (решение проблемы, подписание договора, оказание услуги и т.д.).
    • Он ориентирован на публику и потому избегает выражения субъективного мнения. Это ярко проявляется в том, что стилю свойственно обращение к глаголам в третьем лице. Не меньшей популярностью пользуются безличные предложения.
    • Новостной и ораторской речи свойственно применение такого приема, как синекдоха, то есть выражение целого одной его частью. К примеру, «Россия одержала победу в матче» вместо «Российская команда/россияне одержали победу в матче» или «российский потребитель ждет понижения цен» вместо «российские потребители ждут понижения цен» и т.д.
    • В публицистике прочно закрепилось употребление несчитаемых существительных во множественном числе (элитные круги, государственные структуры, муниципальные власти и т.д.).
    • Императивная форма глагола в публицистике отвечает не столько за приказ к какому-либо действию, сколько за привлечение внимания (Оставайтесь с нами, не переключайтесь, подумайте и т.д.).
    • Запланированные события в будущем обычно освещаются в настоящем времени, что свойственно английскому языку (Завтра открывается новый выставочный комплекс, в следующем месяце начинается набор волонтеров и т.д.).
    • В публицистике очень высок процент употребления производных предлогов (ввиду того, на основе, с учетом, по причине и т.д.).
    • В публицистике широко применяются аббревиатуры (ООН, ЕС, НАТО, БРИКС, ШОС и т.д.).
    • Данному стилю свойственно употребление слов с такими приставками, как: де-, а-, анти-, пост-, меж-, интер- и другими, а также суффиксами: -и(я), -изм, -ист, -изация, — ция и т.д.

    Синтаксические особенности


    Синтаксис публицистического стиля выстроен так, чтобы привлечь внимание аудитории и в некоторых случаях побудить ее к определенным действиям. Синтаксические признаки публицистического стиля заключаются в следующих моментах.

    • Риторические вопросы применяются с целью показать явную очевидность ответа на поставленный вопрос. В таком случае появляется ощущение полного согласия публики и информатора (Неужели мы будем это терпеть?).
    • Часто информатор в публицистике обращается к вопросно-ответной форме изложения, что позволяет оживить диалог и избежать монотонной и сухой передачи информации (Что делать в таком случае? Во-первых, необходимо обратиться в полицию).
    • Для усиления производимого эффекта или для постановки акцента в высказывании часто употребляются повторы (Он мог творить и творить так, как никто другой).
    • Восклицательные предложения работают в качестве призыва к определенным действиям или создают атмосферу торжественности(Воспряньте духом! С Новым годом!).
    • Для создания особой связи между информатором и публикой используются обращения (Господа, товарищи, россияне и т.д.).
    • Инверсия помогает расставлять акценты в сообщении так, чтобы передать информацию по убыванию от самого важного к деталям (Выжили все члены экипажа рухнувшего самолета и т.д.).
    • Публицистика часто обращается к такому приему, как парцелляция (членение предложения) для создания особого эффекта (Все мы хотим жить хорошо. Иметь прекрасную работу. Семью. Быть достойными людьми.).

    Лексические, морфологические и синтаксические признаки публицистического стиля вместе работают над созданием неповторимого языка публицистики, собирающего миллионы и миллиарды читателей и слушателей. Чтобы понять, что такое публицистический стиль, достаточно проанализировать газетную статью или новостной репортаж, подмечая тонкости и особенности этого языка.