• Земные поклоны в храме. Правила о поклонах и крестном знамении для мирян

    Любой человек, который хоть раз переступал порог церкви, храма или монастыря, в тот же самый момент возникало чувство некой величествественности и умиротворенности, такое впечатление, как будто человек попадает на небо, находясь в низу на Земле. Любой человек, посещающий с определенной периодичностью храм, знает о том, что он может нести в себе некий глубокий смысл, общую строгость и стройность, а также величественную духовную красоту. Никто не может сказать о том, что в храме существуют какие-либо атрибуты или предметы, которые расположены в хаосе — это совершенно не так. Ведь именно церковная атрибутика занимает определенный порядок в храме и несёт свой чин. Вознесение молитвы или молебна перед алтарем того или иного Святого Лика совершается на протяжении многих веков, согласно одному и тому же древнему порядку. Именно поэтому человек, который вступает на порог церкви, знает, что там его не будут ожидать какие-либо сюрпризы, ведь всё происходит одним и тем же чередом.
    Иногда люди, которые впервые попадают в храм, задаются вопросом, как правильно бить земной поклон? Самостоятельно человек односложно ответить на этот вопрос не сможет, поэтому нужно обратиться к церковным канонам или священнослужителям, которые всё время находятся в храме и подсказывают верующим людям о соблюдении тех или иных традиций.

    Земной поклон – как делать?

    Поклон представляет собой некое символическое деяние, которое совершается из древних времен и отображается в библейских сказаниях. Испокон веков каждый православный верующий человек знает, что поклон выражает особое и великое почтение перед творцом, то есть Всевышним. Поэтому священнослужители храма рекомендуют прихожанам, совершая поклон — не спешить и в то же самое время возносить благодарственные молитвы, направленные к Богу. Для того, чтобы разобраться, как правильно совершить поклон необходимо выяснить о существование различных видов данного действия. Служители церкви поясняют, что существуют великие поклоны, земные и малые поясные, а также есть простое преклонение головы перед Всевышним.

    Во время совершения земного поклона, необходимо пасть ниц на колени таким образом, чтобы коснуться собственным челом пола храма. Именно такой поклон на протяжении всей своей жизни возносил Соломон, который постоянно совершал молитвы и освещала различные храмы, которые и по сей день носят имена Всевышнего. Стоит отметить, что с исторических сведений известно, что такие же поклоны совершали многие праведники Ветхого Завета, а также Даниил в тот период своей жизни, когда находился в вавилонском плену. Считается в православной вере, что именно земной поклон был освящен Иисусом Христом, а впоследствии вошел в историю и практику православной христианской церкви.

    Коленопреклонение


    Практически каждый православный верующий человек знает о том, что наибольшую часть коленопреклонения совершают во время Великого христианского поста. Поскольку известно, что Святитель Василий Великий утверждал, что коленопреклонение является якобы неким символом падения человека во время греха, а в тот момент, когда человек встает из него, тогда приходит прощение его грехов согласно волевыявлению Всевышнего.

    Из этого следует вопрос, которым задаются многие православные верующие люди, как правильно совершить 40 земных поклонов? Служители храма поясняют, что такие земные поклоны совершаются в любое время дня и суток, за исключением особых дней, о которых пойдет речь далее. Поэтому прихожанам ни в коем случае не нужно проявлять лень. Следовательно, необходимо добровольно совершить 40 земных поклонов, которые для Всевышнего будут означать падение в бездну покаяние и надежды, следовательно, Всевышний примет ваше искупление и благословит такие труды.

    Также служители церкви утверждают, что независимо от того на протяжении скольких дней, и какое количество поклонов сделает православный верующий человек, если в его душе и сердце имеются дурные помыслы или грешные желания, а также если он мечтает вознести какую-то кару другому человеку. Таким образом, имея столь грешные помыслы, количество поклонов не будет иметь никакого значения. Однако если христианин искренне и от чистого сердца верует в помощь Всевышнего, уважает его и любит, тогда Бог протянет ему руку помощи и обязательно поможет в любых начинаниях и простит все грешные деяния.

    Опыт епископа Афанасия Сахарова

    Испокон веков такой вопрос: как правильно совершить земной поклон? Возникал практически в каждом веке в особенности в православии. Однако согласно различных верований, существует известный ревнитель церковного устава, которым является исповедник Афанасий Сахаров, у которого практически всегда имеется ответ на поставленный вопрос.

    Изначально необходимо выяснить для себя, в какие моменты в жизненных ситуациях, можно совершать земные поклоны, а когда этого делать не стоит. Во время проведения службы в храме земные и поясные поклоны совершаются обязательно, каждым человеком, который находится в храме, будь-то прихожанин или же просто верующий человек. Иногда церковные законы могут меняться в зависимости от территории проживания верующего или месторасположения храма.

    В правилах Вселенского собора написано, что в воскресные дни, ни в коем случае нельзя преклонять колени для того, чтобы сохранить честь Иисуса Христа, то есть Христово воскресенье. Но в то же самое время можно совершать малые поклоны, однако при этом не забывать возносить молитвословие, которое будет нести определенный смысл, как для самого человека, так и для Всевышнего.

    Поясные и земные поклоны

      Положено совершать три малых поклонах во время чтения и пения, такого, как придите, поклонимся, святый Боже и трехкратная Аллилуйя.

      Также во время богослужения произносят 118 псалом во время его произношения, необходимо также совершить три малых поклона на каждый стих.

      Также служители церкви утверждают, что во время чтения разнообразных ектений и во время пения Господи помилуй, и падают Всевышний, необходимо совершить малые поклоны и крестное Знамение.

      Во время звучания Евангелие, также совершается малый поклон перед началом чтения или после.

      В тот момент, когда служитель храма произносит акафист, необходимо совершить малый поклон во время каждого кондака и икоса. Важно отметить, что во время произношения 13 кондака, необходимо совершить поясной поклон.

      Малые поклон совершается каждый раз вовремя благословения рукой священнослужителя. Однако в период Великой Пасхи необходимо креститься и отвечать Воистину воскрес но при этом всё равно производить малые поклоны.


    Особые правила поклонов

    Поскольку мы выясняем различные нюансы, связанные с земным поклоном, необходимо отметить, что в храме, церкви или монастыре, зачастую во время проведения богослужения присутствуют не только прихожане, но и сестры-монашки. Ни в коем случае православному верующему человеку, который не знает правил поведения в храме и церковных канонов, не стоит подражать таким женщинам и совершать такие же поклоны, как и они.

    Поскольку у сестер монашек имеется собственный особый устав, который иногда может разница с общими церковными канонами. Поэтому православным верующим людям, необходимо придерживаться общеизвестного устава Отцов всех Святых, который предназначен для церквей и храмов, таким образом, человек может со временем познать и раскрыть смысловое значение проведения службы.

    Каждение


    Служителям храма известно традиция, когда во время каждения настоятелем храма православные верующие прихожане начинают отвлекаться от осуществления богослужебного молебна. Вследствие чего люди передвигаются из одной стороны в другую, в то же самое время, приковывая к себе всё внимание или же к священнику, который в тот момент к ним приближается. Также некоторые прихожане храма, могут создавать шум, а также вставать спиной к ближайшему алтарю, однако стоит знать, что такое поведение в храме просто недопустимо. Поскольку в момент совершения каждения православные верующие люди, должны расступится, делая своеобразный узкий путь священнику, пропуская его, а после этого необходимо тихонько встать на предыдущее место и возобновить вознесение молебна.

    В случае, если служитель храма начинает кадить каждого прихожанина, следовательно, священнику необходимо поклониться, а далее вернуться к осуществлению службы. Важно отметить, что в этот момент, ни в коем случае не стоит искать глазами служителя храма на протяжении всего действия каждения. Изучив такие простые и понятные правила, можно не только приблизиться к Всевышнему, но и усвоить основные нюансы проведения службы.

    Можно ли делать земные поклоны на Литургии

    Согласно церковным канонам в Проскомидии и Литургии оглашенных, поклоны совершаются согласно обычных богослужений. А во время проведения литургии верных, необходимо совмещать земные поклоны с поястными.

    В тот момент, когда Служитель храма на Великом входе выходит на амвон, а в руках держит в этот момент чашу и дискос. Церковный хор в этот момент запивает херувимскую песнь.

      Необходимо совершить малый поклон до окончания первой половины песни, священник в этот момент находится на амвоне.

      В тот момент, когда звучит поминовение священников, необходимо приклонить голову.

      В момент троекратного Аллилуйя совершить три малых поклона.

      В тот момент, когда служитель церкви, говорит, благодарим Господа, совершается Великий поклон.

    Многие православные верующие люди интересуются: Можно ли после совершения причастия выполнять земные поклоны? Служители храма в свою очередь отвечают, православным верующим, что ни в коем случае нельзя делать коленопреклонение после причастия, поскольку такое деяние совершается ради святыни, которая расположена внутри каждого человека. Потому, чтобы православного верующего не стошнило, не стоит делать такое деяние.


    Заключение

    Важно отметить, что различные виды поклонов не являются самым важным в жизни, каждого православного верующего христианина, однако они способствуют укреплению общей веры, просветлению сердца и правильного духовного настроя. Практически каждому прихожанину, известно, что для того, чтобы постичь смысл проведения богослужения, необходимо совершать поклоны. Если же находясь в храме вы забыли, какой поклон необходимо совершить, подойдите заранее к служителю храм и расспросить его поподробнее, поскольку именно он сможет указать, какие деяния необходимо совершать в момент того или иного служения.

    Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

    Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

    Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

    Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

    Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

    31:9:
    «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
    Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

    «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

    Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

    Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

    И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

    Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

    Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

    Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

    Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.

    Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

    Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

    В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

    Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

    Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

    Иерей Андрей Чиженко
    Православная Жизнь

    Просмотрено (2828) раз

    Известно, что от Пасхи до Троицы земные поклоны не совершаются, но если мы видим человека на коленях, со слезами молящегося, можно ли ему сделать замечание? Как Вы считаете?

    Прежде всего отвечу на ваши добрые слова, что Вам хотелось бы почаще меня здесь видеть. Я думаю, что руководство телеканала «Союз» в данном вопросе придерживается мудрого совета святого царя Соломона. В его книге Притчи Соломона написано: «Не учащай входить в дом ближнего твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя», - то есть нечасто появляйся. Но есть и другие слова у премудрого Соломона: «…и надолго не удаляйся, чтобы не забыли тебя».

    По поводу Вашего вопроса - действительно, по церковному богослужебному Уставу, составленному людьми, которые сами в Бога веровали, имели живую веру и любовь к Богу, есть регламент. Поэтому в великие и двунадесятые праздники (и, в первую очередь, от Пасхи до Пятидесятницы) земные поклоны, которые совершаются в контексте богослужения, отменяются. Это те поклоны, которые совершались в Великий пост, когда священник выходит на амвон во время великого повечерия и говорит: «Пресвятая Владычице Богородица, моли о нас грешных», и последующие поклоны, когда вместе со священником кланяются все молящиеся. Равно как на молитве преподобного Ефрема Сирина: священник выходит, провозглашает - и все молящиеся единообразно кланяются.

    Что такое земной поклон? Это, как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа - и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон.

    Очень мудро ответил на подобный вопрос один из пожилых духовников и уставщиков Киево-Печерской лавры: «Если на Пасху перед тобой предстанет Живой Христос, как ты поступишь? Ты падешь ниц к Его ногам или просто отвесишь вежливо поясной поклон и скажешь: “Прости, Господи, по-другому не могу, устав не позволяет”?»

    Еще один пример приведу: во время дьяконской и священнической хиротонии, когда ставленника водят вокруг престола, он кланяется правящему архиерею до земли. Это происходит и на Пасху, и в период от Пасхи до Пятидесятницы, поэтому для того, чтобы знать церковный Устав, надо иметь духовное образование и живую веру, то есть иметь христианское воспитание и образование. Поэтому я бы не советовал делать никому замечания, потому что когда мы делаем замечание, надо сначала понять, что нами движет. Ведь нередко бывает, что мы движимы просто личной неприязнью к человеку или предубеждением. Простая аналогия: например, если над вами живут соседи, к которым вы не питаете симпатии, хороших, добрых чувств, то вас раздражает в них абсолютно все: и стук, и шум, и шаги, и детский плач, и детский смех… Потому что уже есть к ним предубеждение. То же самое, если у нас есть предубеждение к кому-то и мы видим, что этот человек встал на колени, - мы готовы его растерзать; если он стоит на ногах - тоже плохо, крестится - плохо, вошел в храм - плохо, вышел - тоже плохо. То есть надо понять, что нами движет.

    Я знаю случай, когда один пожилой господин приставал к женщинам, что они неправильно писали в записках о беременных «плодоносящая», а он говорил, что нельзя так писать, это неправильно и неканонично. Уже многие из этих молодых мам благополучно родили, окрестили детей, воцерковили, но вынуждены ходить в другой храм, чтобы не встречаться с этим пожилым господином, у которого такая ревность, а может, какие-то комплексы - кто его знает, один Господь знает, что им движет, но всегда усматривается личная неприязнь. Поэтому я бы Вам советовал, когда стоим в храме, лучше следить за собой, смотреть на иконы и в своем сердце во время богослужения читать молитву Иисусову или «Боже, милостив буди мне грешному».

    священник Димитрий Беженарь

    Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу - Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных - наклонить голову и коснуться пола пальцами.

    Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

    Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

    Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

    Поклоны бывают земными, - когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

    «Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только - поклоны, великие и малые, или иначе - земные и поясные. Земной поклон это – не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

    Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

    Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона - тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

    Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей св. Церкви».

    Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, - одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

    Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

    Св. Филарет, митр. Московский по этому поводу говорит:

    «Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

    Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

    «К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу - от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) - коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

    «Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

    Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

    «От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

    В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

    Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:

    «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

    А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле , заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко-назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

    «Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».

    Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен».

    На вопрос: «Допустимы ли не установленные Уставом земные поклоны?» архиепископ Аверкий отвечает:

    «Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев. …Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?»

    При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых - руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - целуем власы.

    На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

    Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

    Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

    Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.